Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ахтубинск 11 апреля 2011 года
Астраханской области
Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Качкуркиной О.В.
при секретаре Логиновой Н.А.
с участием истицы Мотченко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Мотченко М.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении в специальный стаж периодов работы в должности старшей пионервожатой и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Мотченко М.В. обратилась в суд с требованием о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей более <данные изъяты> лет, в обоснование указав, что протоколом заседания комиссии УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и не включены в специальный стаж периоды в работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в период действия нормативных правовых актов пенсионного законодательства СССР до 1.10.1993 в стаж работы по специальности для назначения пенсии педагогическим работникам засчитывалось время работы только в должности пионервожатой при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию. Считает отказ незаконным, поскольку, работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> №, она ориентировалась на постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №, согласно которому работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Истица Мотченко М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, указав, что в оспариваемый ей период работы в должности старшей пионервожатой осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем данный период подлежит зачету в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, просит назначить пенсию с момента подачи ей заявления, с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в Ахтубинском районе в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва ответчик требования Мотченко М.В. не признал, пояснив, что в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 ФЗ от 17.12.2001 г. право на пенсию имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее <данные изъяты> лет. Мотченко М.В. на основании представленных документов о стаже, в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, не может быть включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> №, т.к. Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должность «<данные изъяты>» не предусмотрена. Не согласны с датой назначения пенсии, т.к. у истицы на момент обращения в пенсионный фонд отсутствовал требуемый специальный стаж <данные изъяты> лет педагогической деятельности, дающей право для назначения досрочной пенсии по старости.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную пенсию по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно ч.2 ст.27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 29 октября 2002 года издано Постановление № 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В судебном заседании установлено, что согласно протоколу заседания комиссии по назначению и перерасчету пенсий УПФ(ГУ) РФ в Ахтубинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, в специальный страховой стаж Мотченко М.В. включены <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней работы. Не включен в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> № (л.д. 5-6). Однако данный отказ во включение спорного периода работы истицы в специальный стаж и отсутствия у нее права на назначение досрочной трудовой пенсии суд находит необоснованным.
Действительно, в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не содержится указания на должность, которую занимала истица в оспариваемый период времени.
Однако, в силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в п.3.3 Постановления от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретшие права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
Согласно п.3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период работы в должности <данные изъяты> Мотченко М.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» - Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» и Перечень «Учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет». В соответствии с данными нормами «учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых».
В силу п.4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно протоколу № заседания комиссии по назначению, пересчету и выплате пенсий УПФ РФ в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6) специальный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии у Мотченко М.В. составляет <данные изъяты> год <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, т.е. условие, предусмотренное п.4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», о наличии не менее 2\3 стажа дающих право на пенсию Мотченко М.В., исполнено.
В соответствии с приказами по <данные изъяты> № «О расстановке педагогических кадров и распределении обязанностей среди членов администрации» и справками <данные изъяты> № (л.д.11-16) в период работы Мотченко М.В. в должности «<данные изъяты>» штатным расписанием <данные изъяты> № должность «<данные изъяты>» не предусматривалась, <данные изъяты> Мотченко М.В. фактически выполняла работу <данные изъяты>, а также имела недельную нагрузку <данные изъяты> в количестве 6 часов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «старшая пионервожатая».
Учитывая, что типовые штаты начальных и средних образовательных школ, утвержденных Приказом Министерства образования СССР № 264 от 31 декабря 1986 года, предусматривали в штате школы должность «<данные изъяты>», а также, принимая во внимание, что у заявительницы необходимый стаж (<данные изъяты>), по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей на момент обращения с заявлением о назначении пенсии выработан, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы о назначении пенсии, включив Мотченко М.В. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> №.
Назначение пенсии Мотченко М.В. необходимо произвести с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с учетом требований ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Иное толкование норм закона не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1, 2 ст.19 Конституции РФ, а так же приводило бы к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции РФ).
Ссылка ответчика на отсутствие его вины в отказе в назначении пенсии из-за того, что на момент обращения с заявлением у заявительницы не было достаточно документов для назначения пенсии, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Мотченко М.В. о назначении ей пенсии с момента обращения с заявлением, поскольку в противном случае будут существенно ущемлены ее конституционные права. В ст. 2,17 и 18 Конституции Российской Федерации закреплен принцип приоритетного значения прав и свобод гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона. В соответствии со ст.2 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Истица в установленном законом порядке обращалась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей было необоснованно отказано, поэтому, суд, признавая за Мотченко М.В. право на назначение досрочной пенсии в силу п.1 пп.19 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», считает необходимым обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию сумма госпошлины в размере <данные изъяты> рублей в пользу Мотченко М.В.
Руководствуясь Конституцией РФ, Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.2,98, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мотченко М.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе о включении в специальный стаж периодов работы в должности старшей пионервожатой и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды работы Мотченко М.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> №.
Признать за Мотченко М.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по ст.27 пункту 1 подпункту 19 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» и обязать ответчика назначить пенсию со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе в пользу Мотченко М.В. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней через Ахтубинский городской суд.
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Судья О.В.Качкуркина