решение по иску о взыскании недополученной заработной платы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи            Лябах И.В.,

при секретаре                 Каратаевой М.Д.,

с участием истца           Петрашева М.М.

представителя ответчика Кудряшовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Петрашева М.М. к Областной государственной общеобразовательной школе-интернату с первоначальной летной подготовкой «Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени П.О. Сухого» о взыскании недополученной заработной платы

установил:

Петрашев М.М. обратился в суд с иском к Областной государственной общеобразовательной школе-интернату с первоначальной летной подготовкой «Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени П.О. Сухого» о взыскании недоначисленной заработной платы в размере <данные изъяты> рублей. В обосновании заявленных требований указав, что он работает в должности сторожа у ответчика со ДД.ММ.ГГГГ. С 01 января 2009 года работники переведены на новую систему оплаты труда, в связи с чем, его заработная плата в 2009 -2010 года ежемесячно составляла 4330 рублей с учетом оплаты за работу в ночное время, праздничные дни и иных компенсационных и стимулирующих выплат. Считает, что работодателем при исчислении его заработной платы нарушены нормы действующего трудового законодательства, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. и стимулирующие, компенсационный выплаты должны начисляться сверх данного размера оплаты труда.

Истец Петрашев М.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, уточнив размер подлежащей взысканию недоначисленной заработной платы за 2009 год – <данные изъяты> рублей, за 2010 год - <данные изъяты> рублей, дополнил требования–требованием о взыскании недоначисленной заработной платы за 2011 год в размере <данные изъяты> рублей, при этом пояснил, что при исчислении заработной платы в 2009-2010 годах, размер которой составлял минимальный размер оплаты труда 4330 рублей, работодатель необоснованно включал в данную зарплату доплату за работу в ночное время, за работу в праздничные дни, другие стимулирующие выплаты. Считает, что срок обращения в суд им не пропущен, поскольку работодатель обязан своевременно и в полном объеме начислять и выплачивать работнику заработную плату, для чего он непосредственно и обращался к ответчику, а лишь потом в суд.

Представитель ответчика Кудрящова В.А. исковые требования не признала, указывая, что начисление заработной платы истцу произведено в соответствии с нормами трудового законодательства, поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца пропорционален отработанному времени не ниже минимального размера оплаты труда, нарушения трудовых прав истца работодателем не допущено. Заявила ходатайство о применении срока обращения в суд к требованиям истца, установленного ст. 392 ТК РФ, просила отказать в удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы за 2009-2010-2011 года, в связи с пропуском истцом без уважительных причин срока обращения в суд. Срок получения заработной платы за июнь 2011 года -3 июля 2011 года, в связи с чем, говорить о нарушении прав истца на получение заработной платы за июнь оснований не имеется, также не имеется оснований для взыскания недоначисленной заработной платы за период с июля по декабрь 2011 года, так как данный период истцом еще не отработан.

Представитель третьего лица Министерства образования Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений относительно заявленных требований не представил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Петрашев М.М. работал в Областной государственной общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой «Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени П.О. Сухого» в должности <данные изъяты>, в последующем переведен на должность сторожа.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Областной государственной общеобразовательной школой-интернатом с первоначальной летной подготовкой «Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени П.О. Сухого» в лице директора ФИО9 заключен трудовой договор , по условиям которого истец был принят на работу в хозяйственную часть ответчика по должности сторожа по 1 разряду ЕТС с должностным окладом <данные изъяты> рублей. Пункт 6 трудового договора предусматривает, что работнику выплачиваются доплаты, надбавки, и другие стимулирующие выплаты в соответствии с системой оплаты труда, действующей у работодателя.

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору , в соответствии с которым за выполнение трудовой функции работнику устанавливается оклад в размере <данные изъяты> рублей, выплаты компенсационного характера: за работу в школе–интернате-15%, за интенсивность и высокие результаты работы-7%, за работу в ночное время-35%, доплата до уровня минимальной заработной платы, выплаты стимулирующего характера- за качество выполняемой работы-20%.

Не смотря на отсутствие подписи истца в представленном ответчиком дополнительном соглашении, истец подтверждает заключение данного дополнительного соглашения с работодателем.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

При этом, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда " и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 года N 91-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", с 01 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 рублей.

Аналогичные нормы содержатся в Законе Астраханской области от 09.12.2008 № 75/2008-ОЗ «О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений и отдельных работников исполнительных органов государственной власти Астраханской области»

Частью 2 статьи 6 указанного Закона, предусмотрено, что оплата труда (заработная плата) включает: должностные оклады, выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера.

Как следует из представленных ответчиком документов (лицевых счетов за 2009-2010-2011 года), заработная плата истца состоит из должностного оклада <данные изъяты> рублей, за работу в школе-интернате – 15%, за работу в ночное время-35%, за качество работы -20%, за интенсивность -8% и доплаты до 4330 рублей. Проверив представленные ответчиком начисления заработной платы истца за спорные периоды, суд усматривает, что ежемесячная заработная плата истца составляла <данные изъяты> рублей.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, доплату за работу в ночное время, нерабочие праздничные дни, а также иные выплаты, составляет минимальный размер оплаты труда, суд приходит к выводу о том, что нарушения трудовых прав истца при выплате ему заработной платы в указанный им период ответчиком не допущено.

Суд находит несостоятельным доводы истца Петрашева М.М. о том, что ему не выплачивается надбавка за выслугу лет, а выплата за работу в ночное время должна составлять 40 %, исходя из следующего.

В соответствии с частями 1, 3 ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Астраханской области от 09.12.2008г. № 75/2008-ОЗ «О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений и отдельных работников исполнительных органов государственной власти Астраханской области» Правительством Астраханской области было принято постановление от 19.12.2008г. № 668-11 «О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области» в соответствии с которым работникам установлена доплата за работу в ночное время в размере 35% за каждый час работы в ночное время (п.2Приложения к Положению) (л.д.96). Данный размер надбавки за работу в ночное время определен и дополнительным соглашением к трудовому договору истца, в то время как минимальный размер повышения заработной платы (за работы в ночное время) установленный Правительством Российской Федерации составляет 20% (ч2 ст. 154 ТК РФ)

Кроме того, коллективным договором Областной государственной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой «Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени П.О. Сухого» административно-хозяйственной части и младшего обслуживающего персонала на 2009-2011г. определены стимулирующие выплаты в виде надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, согласно непрерывности работы в системе образования от 10 до 15 лет -8% (стаж работы истца в системе образования более 10 лет), данная надбавка, определенная с учетом выслуги лет, истцу выплачивается, что подтверждается лицевыми счетами.

В соответствии с названным выше коллективным договором днями выплаты заработной платы являются 3 и 18.

Принимая во внимание, что на день рассмотрения дела в суде (28 июня) права истца на получение заработной платы за июнь месяц не нарушены, оснований для защиты его прав не имеется.

Также не имеется оснований для защиты прав истца на определение размера заработной платы и взыскания недоначисленной заработной платы за период с июля по декабрь 2011 года, поскольку заработная плата –это вознаграждение за труд, и не может быть определена на будущее время.

Из положений ст. 395 ТК РФ и определения Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года N 295-О-О следует вывод о том, что трудовое законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении объема удовлетворяемых требований за прошлое время, обращенных к работодателю. Период времени, в отношении которого работник ставит вопрос о выплате денежных требований, значения не имеет. Однако данное обстоятельство не лишает работодателя возможности возражать против заявленных требований и утверждать, что работник пропустил срок для обращения в суд и на этом основании его денежные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Как следует из объяснений представителя ответчика, расчетные листки истцу работодателем изготавливались своевременно и находились у кассира, каждый работник имел возможность получить его своевременно при получении заработной платы. Петрашевым М.М. не оспаривается тот факт, что как в 2009 году, так и в 2010 году расчетные листки ему выдавались, но по его просьбе.

В расчетных листках отражены все составные части заработной платы истца, количество отработанного им времени, произведенные удержания. Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда, к числу которых относится и условие о размере заработной платы. Работодателем нарушения прав истца в данной части не допущено.

Кроме того, при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору ДД.ММ.ГГГГ истцом собственноручно выражено не согласие с тем, что процентные исчисления ликвидировались, считает, что процентные надбавки должны начисляться к 4330 руб.

Так же в декабре 2010 года в адрес работодателя Петрашевым М.М. было направлено обращение о несогласии с порядком исчисления заработной платы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что о нарушении, по мнению истца, своих трудовых прав, Петрашев М.М. узнал первоначально в марте 2009 года, в то время как, в суд с данным требованием он обратился в июне 2011 года, т.е. по истечении трехмесячного срока обращения в суд.

Уважительных причин пропуска истцом срока обращения в суд с требованием о нарушении трудовых прав суду не представлено, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.

Учитывая, что суд пришел к выводу об отсутствии нарушений со стороны работодателя при определении заработной платы истца и пропуске истцом срока обращения в суд без уважительной причины, в иске необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований Петрашева М.М. к Областной государственной общеобразовательной школе-интернату с первоначальной летной подготовкой «Ахтубинская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени П.О. Сухого» о взыскании недополученной заработной платы – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Судья: