Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ахтубинск 4 августа 2011 года
Астраханской области
Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Качкуркиной О.В.
при секретаре Логиновой Н.А.
с участием истца Милешкина В.А.
представителя истца адвоката Ахтубинской АК Кирилина С.Н.
представителей ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Перовой Е.В., Степаненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Милешкина В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинским стажем,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Милешкин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области, о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинским стажем. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в удовлетворении его заявления отказано, поскольку периоды его работы в должности санинструктора в <данные изъяты> фельдшера ночного профилактического пункта в <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты> а также нахождение на курсах повышения квалификации, учебных и военных сборах (<данные изъяты> исключены из подсчета специального стажа. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным в силу положений Постановления СМ РСФСР от 6.09.1991 № 464, Постановления от 22.09.1999 № 1066. Просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе включить в специальный стаж указанные периоды работы и назначить пенсию с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела по существу истец Милешкин В.А. уточнил заявленные требования, просил включить в подсчет специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санинструктора в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера ночного профилактического пункта в <данные изъяты> <адрес> и периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области Перова Е.В. и Степаненко Н.В. с заявленными требованиями не согласились, по тем основаниям, что служба в должности санинструктора в <данные изъяты> не может быть зачислена в подсчет специального стажа, поскольку по представленной справке не прослеживается работа в должностях, дающих право на досрочную пенсию в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения в санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР 6.09.1991 № 464, также в этом же Списке не поименована должность фельдшера ночного профилактического пункта; курсы повышения квалификации не оговорены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением № 516 от 11.07.2002. В связи с чем просили в иске Милешкину В.А. отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения данной статьи реализуются через постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Из смысла закона следует, что право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
В судебном заседании установлено, что Милешкин В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В соответствии с решением комиссии по назначению и перерасчету пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, в специальный страховой стаж Милешкина В.А. включены <данные изъяты>. Из подсчета специального стажа исключены следующие периоды: служба в должности санинструктора в <данные изъяты> <данные изъяты>, поскольку не указано место службы и является ли это место службы поименованным в Списке; работа в должности фельдшера ночного профилактического пункта в <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты>, поскольку на основании частично представленных документов невозможно сделать однозначный вывод о факте работы Милешкина В.А. в должности среднего медицинского персонала; также исключены периоды нахождения на учебных и военных сборах и курсах – всего <данные изъяты>, в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. В назначении пенсии отказано.
Заявителем оспаривается решение пенсионного органа в части исключения из подсчета трудового стажа периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санинструктора в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера ночного профилактического пункта в <данные изъяты> <адрес> и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его деятельности, на включении которых в свой специальный стаж он настаивает.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 установило, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ. Таким образом, пролонгировано действие всех тех списков, которые применялись при досрочном назначении трудовой пенсии по старости до вступления в силу нового пенсионного законодательства.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 (ред. от 12.04.1984) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается работникам здравоохранения в стаж работы по специальности.
Постановление Совмина – Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781) установило, что на территории Российской Федерации не применяется решение Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959. При этом постановление введено в действие с 1 октября 1993 года.
Таким образом, период службы Милешкина В.А. в должности санинструктора в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный страховой стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Также суд не может согласиться с решением ответчика об исключении из специального страхового стажа периода работы Милешкина В.А. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера ночного профилактического пункта в <данные изъяты> <адрес> и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, указанных истцом в заявлении об уточнении исковых требований, исходя из следующего.
В силу ст.24 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» предусмотрено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», должность фельдшера включена в данный список и отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности фельдшера ночного профилактического пункта в <данные изъяты> <адрес> и, таким образом, исполнял должностные обязанности среднего медицинского персонала, что подтверждается данными пенсионного дела Милешкина В.А. и трудовой книжки истца (п.13, 14), из которых следует, что Милешкин В.А. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-а от ДД.ММ.ГГГГ зачислен на должность фельдшера ночного профпункта <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-а от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> уволен с занимаемой должности по ст.31 КЗоТ РСФСР.
Иных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, стороной ответчика не представлено. При таких обстоятельствах требования истца о включении данного периода в специальный стаж подлежат удовлетворению.
Согласно п.25 п.п. «а» Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников здравоохранении и социального обеспечения", утвержденной приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1976 г. N 1250 в стаж работы по специальности лицам, занимающим должности медицинского и фармацевтического персонала и должности специалистов, приравненных к ним по оплате труда, засчитываются также следующие периоды при условии, если им предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, подлежащая зачету в стаж: время учебы в аспирантуре (кроме указанной в п. 24 "ж"), на курсах усовершенствования, специализации или повышения квалификации.
Учитывая изложенное, периоды нахождения заявителя на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный страховой стаж, поскольку факт нахождения на курсах повышения квалификации, предшествующая и последующая работа, подлежащая зачету в стаж, подтверждается представленными заявителем документами: трудовой книжкой, свидетельствами о прохождении повышения квалификации и дипломом о профессиональной переподготовке.
Ссылка ответчика на отсутствие его вины в отказе в назначении пенсии из-за непредставления истцом документов, оформленных в соответствии с трудовым законодательством, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Милешкина В.А. в назначении пенсии со дня подачи заявления, поскольку в противном случае будут существенно ущемлены его конституционные права. В ст. 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации закреплен принцип приоритетного значения прав и свобод гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона. В соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права. Днем обращения за пенсией Милешкина В.А., как установлено в судебном заседании, явилось ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что с учетом специального страхового стажа – <данные изъяты>, установленного ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж по решению суда, у Милешкина В.А. необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» выработан, требования истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Принимая во внимание, что требования Милешкина В.А. подлежат удовлетворению, судебные расходы, понесенные истцом в виде уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей, подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.2,17,18 Конституции РФ, ст.ст.7, 19, 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 № 781, постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537, постановлением правительства РФ от 16.04.2003 № 225, постановлением СМ СССР от 17.12.1959 № 1397, ст.ст.2, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Милешкина В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области о назначении пенсии по старости в связи с медицинским стажем удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе включить в подсчет стажа Милешкина Вячеслава Алексеевича, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период службы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санинструктора, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера ночного профилактического пункта в <данные изъяты> <адрес>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе в пользу Милешкина В.А. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней через Ахтубинский городской суд.
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Судья О.В.Качкуркина