решение по иску об обязании выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи            Лябах И.В.,

при секретаре             Егоровой Ю.Т.,

с участием истца      Саркуловой А.

представителя ответчика ОГКУ «ЦЗН Ахтубинского района» Сологуб Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещение Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Саркуловой А. к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости Ахтубинского района» об обязании выдать ей предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Саркулова А. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости Ахтубинского района» об обязании выдать ей предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что в 2002 году была уволена из <данные изъяты> <данные изъяты> по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением численности работников организации. В течение установленного срока после увольнения обратилась в центр занятости и была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы, потом была признана безработной и по настоящее время состоит на учете в центре занятости в качестве безработного. По достижении возраста 53 лет, обратилась в ОГКУ «ЦЗН Ахтубинского района» с заявлением о выдаче предложения на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости для реализации права, закрепленного ст. 32 Закона о занятости. Однако ответчиком ей было отказано выдать предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по тем основаниям, что 19 марта 2009 года она была временно трудоустроена в <данные изъяты>» по срочному трудовому договору и уволена по истечении срока трудового договора, и данное обстоятельство препятствует выдачи ей предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как не выполняются все условия. Считает данный отказ необоснованным и незаконным.

В судебном заседании истица Саркулова А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, при этом пояснила, что в 2009 году в период работы в <данные изъяты> она выполняла общественные работы, считает, что выполнение общественных работ не препятствует выдачи ей ответчиком предложения о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Кроме того, указала, что работниками центра занятости ей не было сообщено, о том, что в случае ее трудоустройства после увольнения с последнего места работы по сокращению работников организации, она не будет иметь возможности получить предложение от центра занятости о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Ответчик - ОГКУ «ЦЗН Ахтубинского района» в лице представителя Сологуб Е.Г. иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 01.10.2002 года Саркулова А. уволена из <данные изъяты> на основании п.2 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением штата (л.д.9).19.03.2009г. она была принята в <данные изъяты>» уборщиком территории на временные работы и 30.04.2009 года уволена в связи с окончанием срока трудового договора пункт 2 ст. 77 ТК РФ. В период с 24 февраля 2009 года по 05 мая 2009 года Саркулова А. состояла на учете в качестве безработной, с 20 мая 2009г. по 30 июня 2009г., с 30 сентября 2009г. по 20 ноября 2009г. состояла на учете - в целях поиска подходящей работы, с 26 января 2010 г. по 26 июля 2010г. и с 30 марта 2011 года по настоящее время зарегистрирована в качестве безработной. ДД.ММ.ГГГГ Саркулова А. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей предложения для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как она достигла возраста 53 лет, имеет страховой стаж 20 лет и была уволена по сокращению штата в 2002 году.

ОГКУ «ЦЗН Ахтубинского района» отказал в выдаче Саркуловой А. предложения о назначении досрочной пенсии по тем основаниям, что после увольнения по сокращению штата, в 2009 году Саркулова А. в период действия отраслевой целевой программы «Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году» была трудоустроена в <данные изъяты>» на оплачиваемые общественные работы, с ней был заключен срочный трудовой договор, издан приказ о приеме на работу, сделана запись в трудовой книжке и по истечении срока трудового договора она была уволена. В связи с тем, что данная работа для Саркуловой А. на тот период считалась подходящей, последняя запись в трудовой книжке - это увольнение по истечению срока трудового договора, оснований для направления предложения для назначения безработному гражданину пенсии досрочно не имелось.

На основании п. 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Исходя из требований норм действующего законодательства по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются: признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработными гражданами определенного возраста; увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

Таким образом, при наличии вышеназванных условий пенсия по старости (по возрасту) на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию, в частности, женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

У Саркуловой А. все выше перечисленные условия, за исключением условия- увольнения в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работника, на день обращения с заявлением к ответчику в наличии имелись.

Суд не может согласиться с доводом Саркуловой А. о том, что она считается уволенной в связи с сокращением штата, так как выполняемая ею общественная работа в 2009 году по срочному трудовому договору не считается работой в соответствии с ТК РФ, исходя из следующего.

В силу п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 г. оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан, в том числе состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших.

Из приобщенной к материалам дела справки ОГКУ «ЦЗН Ахтубинского района», усматривается, что Саркулова А. в период с 09 сентября 2004 года по 30 июня 2009 года периодически состояла на регистрационном учете в качестве безработной, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в целях поиска подходящей работы, при этом ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в <данные изъяты>» <данные изъяты> на временные работы, а ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с истечением срока трудового договора.

Учитывая, что Саркулова А. более 18 месяцев состояла на учете в органах службы занятости, более трех лет не работала, временная работа, предложенная истице в качестве уборщика территории в <данные изъяты>», для нее считалась подходящей.

Содержащаяся в пункте 2 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" норма, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Однако при этом действующим законодательством на работников центра занятости не возложена обязанность по предупреждению граждан, зарегистрированных в качестве безработных и уволенных по сокращению штата о последствиях в случае их трудоустройства.

Принимая во внимание, что после увольнения по сокращению штата, истица Саркулова А. временно работала <данные изъяты> в <данные изъяты>», данная работа оплачивалась исходя из минимального размера оплаты труда, что не оспаривается истицей, суд приходит к выводу, что последним местом работы истицы явилась <данные изъяты>», откуда она была уволена в связи с истечением срока трудового договора, т.е. у Саркуловой А. отсутствует необходимое условие (увольнение в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников), для выдачи ответчиком предложения о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, в иске необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

    В удовлетворении исковых требований Саркуловой А. к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости Ахтубинского района» об обязании выдать ей предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате на компьютере.

Судья:                            И.В. Лябах