Решение
Именем Российской Федерации
10 августа 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Курлюк И.Н.
при секретаре Егоровой Ю.Т.
с участием истицы Рейимовой Г.Н.
представителя ответчика администрации МО "Город Ахтубинск" Фертовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске гражданское дело по иску Рейимовой Г.Н., Рейимова Р.Р., Дьяковой Л.Р. к администрации МО «Город Ахтубинск», третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы по Астраханской области, Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о восстановлении нарушенного права,
установил:
Рейимова Г.Н., Рейимов Р.Р., Дьякова Л.Р. обратились в суд с требованием о восстановлении нарушенного права, указав, что являются вынужденными переселенцами и этот статус им был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФМС РФ по Астраханской области они были поставлены с ДД.ММ.ГГГГ, а на аналогичный учет в местном самоуправлении встали ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ они подали заявление с просьбой включить их в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденную постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153. В ДД.ММ.ГГГГ они узнали, что в вышеуказанную программу включены с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации МО "Город Ахтубинск", т.е. с ДД.ММ.ГГГГ На заявление Рейимовой Г.Н. администрацией МО "Город Ахтубинск" был дан ответ, которым в постановке в список граждан-участников подпрограммы, составленный в отношении вынужденных переселенцев с даты постановки в УФМС России по Астраханской области отказано. Считает, что данные действия ответчика незаконны, нарушают их права как вынужденных переселенцев. Просит обязать администрацию МО "Город Ахтубинск" включить их в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФМС РФ по Астраханской области с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Рейимова Г.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Истец Рейимов Р.Р. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие, на заявленных им требованиях настаивает.
Истец Дьякова Л.Р. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания извещена надлежащим образом, согласно полученной от нее телефонограммы просит рассмотреть данное дело в ее отсутствие, на заявленных ей требованиях настаивает.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО "Город Ахтубинск" Фертова М.А. в судебном заседании пояснила, что решение по данному гражданскому делу ответчик оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление Рейимовых, в котором представитель просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления федеральной миграционной службы по Астраханской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление Рейимовых, в котором представитель просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав истицу Рейимову Г.Н., представителя ответчика Фертову М.А., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Рейимовой Г.Н., Рейимова Р.Р., Дьяковой Л.Р. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что Рейимовой Г.Н., Рейимову Р.Р., Дьяковой Л.Р. ДД.ММ.ГГГГ предоставлен статус вынужденных переселенцев. С ДД.ММ.ГГГГ семья Рейимовой Г.Н. включена в общий Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) Управления федеральной миграционной службы по Астраханской области (л.д. 18) и на данный момент состоит под №. Согласно представленной УФМС России по Астраханской области справке до настоящего времени жилье за счет средств федерального бюджета не предоставлялось, долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство или покупку жилья ей не выдавалась, компенсация за жилье не выплачивалась (л.д. 6).
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной» Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 и Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы...» истец имеет право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы...» установлено, что при реализации в 2006 году мероприятий указанной подпрограммы применяются сформированные в 2005 году сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, сформированные территориальными, органами Федеральной миграционной службы.
На основании представленных писем администрации МО "Город Ахтубинск" истец была включена в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ – с момента принятия администрацией МО "Ахтубинский район" на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 8, 9).
Однако постановка администрацией МО "Город Ахтубинск" в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с момента принятия администрацией МО "Ахтубинский район" на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении является незаконной.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.06.2006 года право на участие в подпрограмме имеют в том числе граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС России в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (пункт 5).
Согласно п. 19 указанного Постановления, для участия в подпрограмме, граждане, указанные в пункте 5, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление об участии в подпрограмме.
Пунктом 24 Постановления установлено, что формирование списков, участвующих в программе жилищных сертификатов, относится к компетенции органов местного самоуправления. Пункт 4 постановления обязывает ФМС России в месячный срок обеспечить передачу выписок из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, сформированных территориальными органами службы в 2005 году.
Учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья, миграционная служба вела до принятия Постановления, утвердившего Правила предоставления жилищных сертификатов, на основании Приказа № 18 от 19.01.1995 года ФМС РФ и приказа Министерства по делам Федерации, национальной политике и миграционной политике РФ № 66 от 16.06.2001.
Как следует из содержания Постановления, указанные сводные списки и являлись основанием для органов местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев. Иного порядка признания вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье, не требуется. Помимо этого, миграционная служба, устанавливая ежегодно статус вынужденного переселенца, проверяет этого вопрос нуждаемости в улучшении жилищных условий. Одновременно с этим, вынужденные переселенцы могли, но не были обязаны в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 845 от 08.11.2000 года «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» состоять в органах местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании поданного личного заявления.
Списки же, ведущиеся ранее миграционной службой, органами местного самоуправления не учитывались, хотя они по своему смыслу должны учитываться в первую очередь, так как относятся только к вынужденным переселенцам, и само участие данных лиц в программе получения жилищных сертификатов возможно только при наличии статуса вынужденного переселенца и состояние на учете в миграционной службе в качестве нуждающихся в получении жилья.
Таким образом, постановка на учет в качестве граждан, нуждающихся в получении жилья, в органах местного самоуправления в ДД.ММ.ГГГГ не может лишать истца права быть включенной в сводные списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилья) в УФМС России по Астраханской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Рейимовой Г.Н., Рейимова Р.Р., Дьяковой Л.Р. обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Рейимовой Г.Н., Рейимова Р.Р., Дьяковой Л.Р. к администрации МО «Город Ахтубинск», третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы по Астраханской области, Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о восстановлении нарушенного права - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Город Ахтубинск» включить Рейимову Г.Н., Рейимова Р.Р., Дьякову Л.Р. в сводные списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2009-2010 годы», с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилья) в УФМС России по Астраханской области - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.
Решение вынесено и отпечатано на компьютере в совещательной комнате.
Судья: