решение по гражданскому делу по иску о назначении досрочной пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи                              Курлюк И.Н.

при секретаре                                                                         Егоровой Ю.Т.

с участием истца                                            Гагариной Л.В.

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе                                               Степаненко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Гагариной Л.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе о назначении досрочной пенсии,

установил:

Гагарина Л.В. обратилась в суд с требованием о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако Управлением Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как в специальный стаж не были включены: период работы с 5 мая 1987 года по 21 июня 1987 года, с 7 июля 1987 года по 31 июля 1988 года в должности клинического лаборанта <данные изъяты>. Просила суд обязать Управление ПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе включить в специальный стаж для назначения пенсии по старости указанные периоды и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Истица Гагарина Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Степаненко Н.В. в судебном заседании требования Гагариной Л.В. не признала, пояснив, что невозможно включение периода работы с 5 мая 1987 года по 21 июня 1987 года, с 7 июля 1987 года по 31 июля 1988 года в должности клинического лаборанта <данные изъяты> в стаж для назначения пенсии в связи с отсутствием должности, занимаемой заявительницей в Списках соответствующих работ, профессий, должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия. Не согласна с датой назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. заявительницей не были представлены необходимые для назначения пенсии документы.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ст. 27 п.1 пп.20, право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Закреплённые в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определяют порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации обеспечивается верховенство Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Кроме этого, вопросы пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, определяет принятое 29 октября 2002 года Постановление Правительства РФ N 781, которым утверждены «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"».

Однако нормативные правовые акты, которые регулировали пенсионное обеспечение медицинских работников за выслугу лет за периоды работы до вступления в силу постановления Правительства РФ 29 октября 2002 г. N 781, не утратили силу и применяются при назначении досрочной пенсии по нормативам подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ в части, не противоречащей этому Закону.

В судебном заседании установлено, что Управлением пенсионного фонда (ГУ) РФ в Ахтубинском районе в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости ранее достижения возраста, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не включено Гагариной Л.В. периоды работы с 5 мая 1987 года по 21 июня 1987 года, с 7 июля 1987 года по 31 июля 1988 года в должности клинического лаборанта <данные изъяты> в связи с тем что данная должность не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, кроме того, должность не относится к среднему медицинскому персоналу в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения».

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 имеется наименование должности лаборант.

Из смысла закона следует, что право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Из представленных материалов усматривается, что в период с 5 мая 1987 года по 21 июня 1987 года, с 7 июля 1987 года по 31 июля 1988 года Гагарина Л.В. числилась в должности клинического лаборанта <данные изъяты>, однако фактически исполнила обязанности лаборанта, т.к. согласно справки главного врача <данные изъяты> должности клинического лаборанта на основании ЕТКС в больницах, а в том числе и в <данные изъяты> не предусмотрено, факт работы заявительницы в должности лаборанта подтверждается кроме того и записью должности в военном билете, так как Гагарина Л.В. состояла на военном учете, а так же приказом о предоставлении отпуска Гагариной Л.В. лаборанту клинической лаборатории за период с 8 августа 1986 года по 8 августа 1987 года в 1987 году(л.д.5).

При таких обстоятельствах суд считает необходимым включить период с 5 мая 1987 года по 21 июня 1987 года, с 7 июля 1987 года по 31 июля 1988 года в должности клинического лаборанта <данные изъяты>. в специальный стаж заявительницы, необходимый для досрочного назначения пенсии.

Учитывая, что необходимый страховой и специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в количестве 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, на момент обращения за назначением пенсии Гагариной Л.В. был выработан, следовательно, назначение пенсии должно производиться с момента обращения за ней, в соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка ответчика на отсутствие его вины в отказе в назначения пенсии из-за того, что на момент обращения с заявлением у заявителя не было достаточно документов для назначения пенсии, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Гагариной Л.В. о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента подачи заявления в Управление пенсионного фонда, поскольку в противном случае будут существенно ущемлены ее конституционные права. В ст. 2,17 и 18 Конституции Российской Федерации закреплен принцип приоритетного значения прав и свобод гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона. В соответствии со ст.2 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

    Истица в установленном законом порядке обращалась в пенсионный орган за назначением пенсии, суд, признавая за Гагариной Л.В. право на назначение досрочной пенсии в силу п.п. 20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции ФЗ от 30 декабря 2008 года №319, считает необходимым обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию сумма госпошлины в размере <данные изъяты>. в пользу Гагариной Л.В.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Гагариной Л.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе о назначении досрочной пенсии, удовлетворить.

        Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ахтубинском районе включить в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы Гагариной Л.В. с 5 мая 1987 года по 21 июня 1987 года, с 7 июля 1987 года по 31 июля 1988 года в должности клинического лаборанта <данные изъяты> и производить выплату ей пенсию досрочно как лицу, осуществляющему лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с УПФ РФ в Ахтубинском районе в пользу Гагариной Л.В. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

             Решение изготовлено на компьютере.

Судья: