решение по гражданскому делу по иску о назначении досрочной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Качкуркиной О.В.

при секретаре Логиновой Н.А.

с участием истицы Сидорченко Н.Н.

представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Перовой Е.В., Степаненко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Сидорченко Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

    Сидорченко Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области о назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии ей отказано, при этом исключены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не включен в подсчет стажа в льготном исчислении в полном объеме, как 1 год и 9 месяцев. С данным решением комиссии не согласна. Просит включить указанные периоды в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии и обязать ответчика назначить пенсию со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании истица Сидорченко Н.Н. уточнила заявленные требования, пояснив, что просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе включить в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе Перова Е.В., Степаненко Н.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, по тем основаниям, что курсы повышения квалификации и нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет не оговорены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением № 516 от 11.07.2002.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В ст. 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации закреплен принцип приоритетного значения прав и свобод гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона. В соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения данной статьи реализуются через постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако нормативные правовые акты, которые регулировали пенсионное обеспечение медицинских работников за выслугу лет за периоды работы до вступления в силу постановления Правительства РФ 29.10.2002 № 781, не утратили силу и применяются при назначении досрочной пенсии по нормативам подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ в части, не противоречащей этому Закону.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления (от 22.09.1999 № 1066). Правила, утвержденные пунктом 1 постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1.11.1999.

Из смысла закона следует, что право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

В судебном заседании установлено, что Сидорченко Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В соответствии с решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе от ДД.ММ.ГГГГ, в специальный страховой стаж Сидорченко Н.Н. включены ДД.ММ.ГГГГ. Из подсчета специального стажа в соответствии с постановлением № 516 от 11.07.2002 исключены в т.ч. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В назначении пенсии отказано.

Заявителем оспаривается решение пенсионного органа в указанной части.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его деятельности, на включении которых в свой специальный стаж он настаивает.

    Суд находит, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку согласно п.25 п.п. «а» Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников здравоохранении и социального обеспечения", утвержденной приказом Минздрава СССР от 30.12.1976 № 1250 в стаж работы по специальности лицам, занимающим должности медицинского и фармацевтического персонала и должности специалистов, приравненных к ним по оплате труда, засчитываются также следующие периоды при условии, если им предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, подлежащая зачету в стаж: время учебы в аспирантуре (кроме указанной в п. 24 "ж"), на курсах усовершенствования, специализации или повышения квалификации.

В связи с тем, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ. включен в специальный страховой стаж, следовательно, периоды нахождения заявителя на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный страховой стаж, поскольку факт нахождения на курсах повышения квалификации, предшествующая и последующая работа, подлежащая зачету в стаж, подтверждается представленными заявителем документами: трудовой книжкой, выписками из приказов и справками, подтверждающими командирование на курсы повышения квалификации и выдачу соответствующих удостоверений.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, Сидорченко Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе от ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, зачтен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком только до ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая решение в части включения в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Сидорченко Н.Н. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик исходил из того, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25.09.1992 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР").

В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

    Таким образом, при предоставлении женщине отпуска по уходу за ребенком до 06.10.1992, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, время нахождения женщины в указанном отпуске подлежит включению в полном объеме в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку право на включение указанного периода в специальный стаж было приобретено на основе действовавшего на момент возникновения соответствующих правоотношений законодательства до внесения вышеуказанных изменений, с принятием которых время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестало включаться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

На основании изложенного указанный спорный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права.

Принимая во внимание, что с учетом специального страхового стажа Сидорченко Н.Н. – ДД.ММ.ГГГГ, установленного ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж по решению суда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у истца выработан, требования о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Принимая во внимание, что требования Сидорченко Н.Н. подлежат удовлетворению, судебные расходы, понесенные истцом в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст.2, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Сидорченко Н.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе о назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе включить в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения Сидорченко Н.Н. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

    Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе в пользу Сидорченко Н.Н. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней через Ахтубинский городской суд.

Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Судья О.В.Качкуркина