Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Качкуркиной О.В.
при секретаре Логиновой Н.А.
с участием представителя истца помощника Ахтубинского городского прокурора Никитина А.В.
представителя ответчика Смирнова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Ахтубинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Капустинорярский сельсовет» о признании незаконным бездействия в части неисполнения Федерального закона «О пожарной безопасности и об устранении допущенных нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации МО «Капустиноярский сельсовет» по исполнению Федерального закона «О пожарной безопасности». В обоснование указал, что в соответствии со ст.14 ФЗ «общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. При изучении накопительного дела и актов проверки соблюдения требований пожарной безопасности, представленных ОГПН по Ахтубинскому району, установлено, что на протяжении 2009-2011гг. в муниципальном образовании «Капустиноярский сельсовет» у пожарных водоисточников, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, здание администрации МО «Капустиноярский сельсовет» не оборудовано автоматический пожарной сигнализацией, аварийным эвакуационным освещением и системой оповещения людей о пожаре. Таким образом, необходимые мероприятия по предупреждению на территории поселения пожаров администрацией МО «Капустиноярский сельсовет» в течение длительного времени не выполняются, что противоречит основным принципам противодействия терроризму, правовым и организационным основам профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В связи с чем заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации МО «Капустиноярский сельсовет» в части неисполнения ФЗ «О пожарной безопасности» и обязать принять меры по устранению выявленных нарушений.
В судебном заседании представитель истца Никитин А.В. заявленные требования уточнил, что в связи с добровольным исполнением ответчиком предписания № и заявленных требований в части оборудования здания администрации МО «Капустиноярский сельсовет» автоматической пожарной сигнализацией, аварийным эвакуационным освещением и системой оповещения людей о пожаре, просит суд обязать ответчика принять меры по установке у пожарных водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием соответствующих покрытий). В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Смирнов А.М. в судебном заседании заявленные требования признал, пояснив, что указанные в исковом заявлении нарушения требований пожарной безопасности в течение ДД.ММ.ГГГГ. имели место, однако были вызваны недостаткам средств в бюджете МО «Капустиноярский сельсовет»
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в пункте 1 указано, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно п.1 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О пожарной безопасности", предусматривающей права и обязанности граждан в области пожарной безопасности, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В судебном заседании установлено, что согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГлаве администрации МО «Капустиноярский сельсовет» было указано на необходимость устранить нарушения требований пожарной безопасности, в т.ч. у пожарных водоисточников, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, здание администрации МО «Капустиноярский сельсовет» оборудовать автоматический пожарной сигнализацией, аварийным эвакуационным освещением и системой оповещения людей о пожаре. Данные нарушения требований пожарной безопасности были выявлены также в период ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Положениями ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О пожарной безопасности" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и представленных фактов нарушений, выявленных в МО «Капустиноярский сельсовет», а так же принимая во внимание условия пожароопасности последних лет, проведение указанных мероприятий должно быть возложено на администрацию МО «Капустиноярский сельсовет», поскольку нарушение ответчиком законодательства о пожарной безопасности нарушает права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, данный вопрос требует своевременного подхода к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ахтубинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Капустинорярский сельсовет» о признании незаконным бездействия в части неисполнения Федерального закона «О пожарной безопасности и об устранении допущенных нарушений требований пожарной безопасности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Капустиноярский сельсвет» в части неисполнения ФЗ «О пожарной безопасности».
Обязать администрацию МО «Капустиноярский сельсовет» принять меры по установке у пожарных водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием соответствующих покрытий).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.
Решение изготовлено на компьютере.
Судья О.В.Качкуркина