РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи П.В. Бочарникова
при секретаре Бединой Е.Ю.,
с участием представителя истца помощника Ахтубинского городского прокурора Никитина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещение Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «пос. Нижний Баскунчак» о признании бездействий незаконными,
Установил:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием к администрации муниципального образования «пос. Нижний Баскунчак» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по обеспечению надлежащего ремонта автомобильных дорог на участке по <адрес> в районе <адрес>, а также отсутствие тротуара по <адрес>. В обосновании заявленных требований указав, что в ходе обследования асфальтового покрытия автомобильных дорог в <адрес> установлены нарушения требований п.3.1.1, п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, повреждения дорожного покрытия на 1000 кв.м. составляет более 7,5 кв.м. Таким образом, администрация МО «пос. Нижний Баскунчак» не обеспечивает надлежащий ремонт дорог по <адрес> и <адрес>, денежные средства на ремонт дорог и укладку тротуаров для движения пешеходов по указанным улицам в бюджет 2011 года не закладывались, что создает угрозу безопасного дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения <адрес>. Просит признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пологозаймищенский сельсовет», обязав администрацию МО «пос. Нижний Баскунчак» произвести ямочный ремонт по <адрес> в районе <адрес>, а также произвести укладку тротуара по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Никитин А.В. заявленные требования поддержал, при этом пояснил, что дорожное покрытие на <адрес> имеет повреждения в виде просадки дороги, а по <адрес> отсутствуют тротуары для движения пешеходов, указанные нарушения недопустимы в соответствии с требованиями п. 3.1.1, п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. К полномочиям администрации МО «пос. Нижний Баскунчак» относится деятельность по ремонту дорог, однако администрация бездействует, ремонт дорог не осуществляет. Просил удовлетворить заявленные требования без установления срока исполнения обязательства.
Представитель администрации МО «пос. Нижний Баскунчак» Андросов В.В. в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва пояснил, что в <адрес> ямочный ремонт дорог по <адрес> произведен в августе 2011 года, согласно договора подряда № 08/11-ПП, по <адрес> произведен также в августе 2011 года, согласно договора подряда № 08/11-ПП, отраслевой долгосрочной программой «Развитие дорожного хозяйства Ахтубинского района на 2012-2016 годы и перспективу до 2020 года» планируется выделение денежных средств на ремонт и содержание дорог, в связи с чем Администрация МО «пос. Нижний Баскунчак» выйдет с предложением о строительстве тротуара по <адрес>.
Выслушав помощника Ахтубинского городского прокурора Никитина А.В., исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в пункте 1 указано, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно п.1 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными, инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Устава муниципального образования «пос. Нижний Баскунчак» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе обследования асфальтового покрытия автомобильных дорог в границах населенного пункта МО «пос. Нижний Баскунчак» должностным лицом государственным инспектором ДН МОБ Ахтубинского района ФИО8 выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93, о чем составлен акт, в соответствии с которым на участке по <адрес> в районе <адрес> выявлены повреждения дорожного покрытия, превышающие требования ГОСТ Р 50597-93 п.3.1.1, п.3.1.2, составляющие на 1000 кв.м. более 7,5 кв.м. А по <адрес> отсутствует тротуар для движения пешеходов.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, города относится к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа (п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Кроме того в силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность-это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п.п.11,12 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года, определены понятия ремонта автомобильной дороги, как - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; и содержания автомобильной дороги, как комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из смысла закона следует, что содержание автомобильной дороги входит не только поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, но и оценка ее технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильной дороги - это выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.
Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги. Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.
Принимая во внимание, что деятельность по ремонту автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения поселения, наличие повреждений дорожного покрытия и необходимость ремонта дорог и укладки тротуара ответчиком не оспаривается.
Согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Повреждения на 1000 кв.м. размерами до 7,5 кв.м. должны быть ликвидированы в течение от 5 суток до 10 суток. Тот факт что ремонт дороги по <адрес> производился в августе 2011 года судом учитывается, однако на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ на указанных улицах дорога имеет новые повреждения, которые не устранены. Кроме того по <адрес> отсутствует тротуар для движения пешеходов.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт бездействия администрации МО «пос. Нижний Баскунчак» по обеспечению ремонта дорог, следовательно, обоснованны требования обязать администрацию МО «пос. Нижний Баскунчак» привести автомобильные дороги на участке, по <адрес> в районе <адрес>, а также произвести укладку тротуара по <адрес>, в соответствие с требованиями п.3.1.1 и п.3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р.50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», произвести ямочный ремонт на участке дорог расположенных в <адрес>, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь Федеральным законом № 257- ФЗ от 08.11.2077 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
Требования Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «пос. Нижний Баскунчак» о признании бездействий незаконными удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» по обеспечению ремонта автомобильных дорог на участке по <адрес> в районе <адрес>, а также укладке тротуара по <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» привести автомобильные дороги на участке по <адрес> в районе <адрес> в соответствие с требованиями п.3.1.1, п.3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р.50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», произвести ямочный ремонт дорожного покрытия на участке по <адрес> в районе АЗС, а также произвести укладку тротуара по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.
Решение изготовлено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.
Судья: П.В. Бочарников