РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи Лябах И.В.,
при секретаре Комарницкой А.И.,
с участием представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области
Перовой Е.В., Степаненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Жадан Е.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.
установил:
Жадан Е.М. обратился в суд с требованием о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, включении исключенных периодов в специальный стаж. В обоснование заявленных требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий от ДД.ММ.ГГГГ в назначении трудовой пенсии истцу отказано, так как не были включены в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 01.01.1996 по 16.02.2000г. в должности заведующего отделением реанимации и анестезиологии, с 17.01.2005 по 11.03.2005 нахождение на курсах повышения квалификации. Считает отказ во включении исключенных периодов незаконным, просит суд включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения спорные периоды работы.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Жадан Е.М. было заявлено дополнительно требование о включении в специальный стаж периода работы с 01.12.1984г. по 01.06.1985г., с 01.12.1985г. по 06.07.1987г. в должности медбрата реанимации в льготном исчислении, периода работы с 17.08.1994г. по 31.12.1995г. в должности врача-анестезиолога хирургического отделения в льготном исчислении, поскольку данные периоды включены истцом в подсчет специального стажа в календарном исчислении, периода работы с 01.01.1996 по 16.02.2000г. в должности заведующего отделением реанимации и анестезиологии в льготном исчислении, периода работы с 15.02.2001г. по 31.01.2008г. в должности врача анастезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации МЛПУ «<данные изъяты>» в льготном исчислении, где им вырабатывалась норма рабочего времени за ставку заработной платы с учетом совместительства, на требованиях о включении периода нахождения на курсах повышения квалификации не настаивал, поскольку в указанный период осуществлял лечебную деятельность на 0, 5 ставки.
В судебное заседание Жадан Е.М. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, Согласно имеющейся телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в иске с учетом представленным им письменных доказательств.
Представители ответчика УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе АО Перова Е.В., Степаненко Н.В. в судебном заседании заявленные требования не признали, по основаниям, изложенным в протоколе № № от ДД.ММ.ГГГГ и отзыве на заявленные требования, в иске просили отказать.
Выслушав стороны, свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.27 п.1 пп. 20 (в редакции от 30.12.2008 N 319-ФЗ) Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Закреплённые в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определяют порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации обеспечивается верховенство Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Кроме этого, вопросы пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, определяет принятое 29 октября 2002 года Постановление Правительства Российской Федерации N 781, которым утверждены «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"».
Также при определении права на досрочную пенсию органы Пенсионного фонда руководствуются Постановлением Правительства РФ N 516, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовой пенсии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в специальный стаж не включаются периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, учебные, курсы повышения квалификации, неполный рабочий день и другие периоды.
Из смысла действующего пенсионного законодательства следует, что заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Как правило, такими документами являются трудовые книжки, военные билеты, справки, уточняющие характер работы на той или иной должности в тот или иной период, первичные документы, к которым относятся приказы о приеме, назначении на должность, переводе и т.п.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Жадан Е.М. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении данного вида пенсии. В специальный страховой стаж включено 14 лет 7 месяцев 12 дней. Из подсчета специального стажа был исключен, в том числе и период работы с 01.01.1996г по. 16.02.2000г. в должности заведующего отделением реанимации и анестезиологии, так как согласно проведенной документальной проверки однозначно не подтверждается требование об одновременном заведовании отделением анестезиологии и реанимации и осуществлением врачебной деятельности. С 15.02.2001г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 07.08.2002г., с 24.06.2004г. по 16.01.2005г., с 12.03.2005г. по 31.05.2007г., с 17.07.2007г. по 17.07.2007г., с 05.09.2007г. по 18.09.2007г., с 10.11.2007г. по 31.01.2008г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации МЛПУ «<данные изъяты>», так как не выполняется условие выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Кроме того, периоды работы истца с 01.12.1984г. по 01.06.1985г., с 01.12.1985г. по 06.07.1987г. в должности медбрата реанимационного отделения, с 17.08.1994г. по 31.12.1995г. в должности врача-анестезиолога хирургического отделения включены в подсчет специального стажа в календарном исчислении.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его деятельности, на включении которых в свой специальный стаж он настаивает.
Суд не может согласиться с решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в части исключения спорных периодов из подсчета специального стажа исходя из следующего.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и п. п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрена работа в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании Жадан Е.М. в период с 01.01.1996г. по 16.02.2000г. работал в должности заведующего отделением реанимации и анестезиологии.
Приказом Минздрава СССР от 27 июля 1970г. № 501 утверждено Положение о заведующем отделением анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения в соответствии с которым заведующий выполняет повседневную работу анестезиолога-реаниматолога. Кроме того факт выполнения Жадан Е.М. обязанностей врача анестезиолога-реаниматолога подтверждается протоколами операций за спорный период ( т. 1 л.д. 23- 189 ), в которых в качестве наркотизатора указан Жадан. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым зачесть спорный период работы истца с 01.01.1996г. по 16.02.2000г. в должности заведующего отделением реанимации и анестезиологии в льготном исчислении.
Периоды работы истца с 01.07.2006г. по 31.12.2006г. и с 01.01.2007г. по 31.12..2007г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации МЛПУ «<данные изъяты>» в льготном исчислении, так как в спорные периоды работы истцом была выработана норма рабочего времени за ставку заработной платы (суммарно по основному месту работы и по совместительству), что подтверждается приказами № № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями к Приказу № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Жадан Е.М., врачу-анестезиологу-реаниматологу отделения анестезиологии–реанимации разрешено совместительство с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. на время вакантной ставки, с 01.07.2006г. на 2006 г.на время вакантной ставки. (т. 2 л.д. 5-6).
Кроме того, суд находит подлежащим удовлетворению требования истца о включении периода работы с 01.12.1984г. по 01.06.1985г., с 01.12.1985г. по 06.07.1987г. в должности медбрата реанимации в льготном исчислении, поскольку согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.09.1991 N 464 врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев, а Приказом Минсоцразвития РФ от 13.06.2006 года N 464 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений", которым было установлено тождество наименований структурных подразделений "послеоперационной терапии и реанимации", "анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации", "гипотерапии, анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации", "анестезиологии и реанимации искусственного обращения", "анестезиологии и реаниматологии", "анестезиологии - реаниматологии" наименованию структурного подразделения "анестезиологии - реанимации".
Так же, суд находит подлежащим удовлетворению требования истца о включении периодов работы с 17.08.1994г. по 31.12.1995г. в должности врача-анестезиолога реаниматора хирургического отделения (так значится должность истца в приказе о принятии на работу от 06.08.1988г., в трудовой книжке должность указана врач - анестезиолог хирургического отделения) в льготном исчислении, исходя из следующего.
До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".
Списком N 464 предписано: установить, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Постановлением Минтруда РФ от 22 ноября 2001 г. N 81 "О применении пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464", установлено, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 работу в должности врача - анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача - анестезиолога-реаниматора. При этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, при работе в должности врача - анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии применяется для определения права на пенсию за выслугу лет.
Суд считает, что спорный период работы истца должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку Жадан Е.М. выполнял трудовые функции врача анестезиолога-реаниматора, т.е. его работа была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения, что не оспаривается сторонами, при этом, как следует из объяснений Жадан Е.М., в штате больницы находилось два врача: врач-анестезиолог и врач-анестезиолог реаниматор, а также средний медицинский персонал, в связи с тем, что в лечебном учреждении отделение анестезиологии и реанимации отсутствовало, они (врачи и средний медицинский персонал) в виде группы были включены в штат хирургического отделения. Данные объяснения истца подтверждаются показаниями свидетеля ФИО7
В иные спорные периоды Жадан Е.М. норма рабочего времени за ставку заработной платы не была выработана в связи с чем, основания включения их в специальный стаж отсутствуют, что не оспаривается истцом.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом периодов работы, включенных истцу ответчиком и подлежащих включению по решению суда, специальный стаж Жадан Е.М. на день вынесения решения суда составляет менее 30 лет, в связи с чем, основания для назначения пенсии отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, судебные расходы в виде расходов на оплату государственной пошлины, понесенные истцом Жадан Е.М. в сумме 200 рублей и расходы по составлению искового заявления в размере <данные изъяты> рублей, подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 19, 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.98, 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Жадан Е.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе включить Жадан Е.М. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы: с 01.01.1996г. по 16.02.2000г. в должности заведующего отделением реанимации и анестезиологии, с 01.07.2006г. по 31.12.2006г. и с 01.01.2007г. по 31.12..2007г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации МЛПУ «<данные изъяты>», с 01.12.1984г. по 01.06.1985г., с 01.12.1985г. по 06.07.1987г. в должности медбрата реанимации, с 17.08.1994г. по 31.12.1995г. в должности врача-анестезиолога реаниматора хирургического отделения. В остальной части требований отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в пользу Жадан Е.М. судебные расходы в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.
Решение вынесено и отпечатано на компьютере в совещательной комнате.
Судья: