решение по иску о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    20 декабря 2011 года Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: судьи                   Лябах И.В.,

при секретаре          Комарницкой А.И.,

с участием представителя истца Переяслова А.Г.,

представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области

Степаненко Н.В., Перовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Фисенко С.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.

установил:

    Фисенко С.Л. обратилась в суд с требованием о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, так как на момент обращения имела стаж педагогической работы более 25 лет. Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, был исключен период обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 01 сентября 1984 по 01 июля 1989. Просит суд признать отказ УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области в назначении ей трудовой пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности – незаконным, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период обучения в Астраханском педагогическом институте, а также назначить трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

    Истец Фисенко С.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

    Представитель истца Переяслов А.Г., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, при этом пояснил, что спорный период должен быть включен в специальный страховой стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства (с изменениями и дополнениями от 03.08.1972 года, от 12.04.1984 года), в соответствии с которым, учителям в стаж работы по специальности засчитывается, в том числе, время обучения в высших учебных заведениях.

    Представители ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области Степаненко Н.В., Перова Е.В., каждый в отдельности, в судебном заседании требования Фисенко С.Л. не признали, пояснив, что в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 ФЗ от 17.12.2001 г. право на пенсию имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Фисенко С.Л. на основании представленных документов о стаже, в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, не может быть включен период обучения в Астраханском педагогическом институте, так как действующим законодательством не предусмотрено включение в трудовой стаж для назначения пенсии периодов обучения в высших учебных заведениях, а включение периодов обучения в страховой стаж повлечет за собой увеличение общего трудового стажа и, как следствие, увеличение расчетного размера трудовой пенсии.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    В судебном заседании установлено, что Фисенко С.Л. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсий УПФ РФ (ГУ) в Ахтубинском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный страховой стаж ответчиком включено 23 года 02 месяцев 00 дней, из подсчета специального стажа исключен период обучения истицы в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 01 сентября 1984 по 01 июля 1989 (л.д.6-7).

Однако, данный отказ во включение спорного периода работы истца в специальный стаж и в назначение досрочной трудовой пенсии суд находит необоснованным.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.11.2002 года № 320-О и в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, указал, что если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ по закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены периоды трудовой или иной деятельности, которая засчитывалась в стаж по условиям и нормам действующего законодательства, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату и времени наступления права на пенсию.

Фисенко С.Л. в период с 01 сентября 1984 по 01 июля 1989 (4 года 10 месяцев) проходила обучение в <данные изъяты> государственном педагогическом институте, что подтверждается дипломом о получении высшего образования и записью в трудовой книжке о прохождении обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте (приказ о зачислении студентом первого курса естественного <данные изъяты> факультета от 22.08.1984 ) (л.д. 8-9),Действительно, в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не содержится указания на обучение в высшем учебном заведении.

Однако в периоды, когда истец проходил обучение в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 01сентября 1984 по 01 июля 1989, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как видно из материалов дела, и не оспаривается сторонами, до поступления на учебу в <данные изъяты> государственный педагогический институт Фисенко С.Л. работала в воспитателем в детском саду, а также после окончания учебы работала в учреждении и должности, работа в которых засчитана пенсионным органом в ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом пункта 4 указанного выше Положения данные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как усматривается из материалов дела, на момент обращения истца в пенсионный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, Фисенко С.Л. было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.

Фисенко С.Л. имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.

Доводы представителей ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрено включение в трудовой стаж для назначения пенсии периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Учитывая, что на момент работы Фисенко С.Л. в должности учителя <данные изъяты> и <данные изъяты> (с 1989г.) Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматривалось включение обучения в педагогических учебных заведениях и университетах в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, довод представителей ответчика о том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 с 1 октября 1993 года утратило силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, а истец на эту дату не выработал 2/3 педагогического стажа, поэтому период обучения в педагогическом учебном заведении не подлежит включению в специальный стаж, несостоятелен.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Фисенко С.Л. было выработано более 2\3 требуемого стажа, следовательно, ее требование о назначении пенсии является обоснованным.

Иное толкование норм закона не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1, 2 ст.19 Конституции РФ, а так же приводило бы к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции РФ).

Доводы ответчика о том, что включение периодов обучения в страховой стаж повлечет за собой увеличение общего трудового стажа и, как следствие, увеличение расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного трудового капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, не являются основанием к отказу во включение спорного периода в специальный стаж, поскольку данные обстоятельства не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.

    На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о назначении пенсии, включив Фисенко С.Л. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 01 сентября 1984 по 01 июля 1989 (4 года 10 месяцев).

Принимая во внимание, что у Фисенко С.Л. необходимый стаж по осуществлению педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, на период обращения составляет более 25 лет, назначение пенсии необходимо произвести с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с учетом требований ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, судебные расходы в виде расходов на уплату государственной пошлины в сумме 200 рублей так же подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.ст.98,194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Фисенко С.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области включить в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Фисенко С.Л. время обучения в <данные изъяты> государственном педагогическом институте с 01 сентября 1984 по 01 июля 1989 и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в пользу Фисенко С.Л. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Судья:                                 И.В. Лябах