Р Е Ш Е Н И Е г. Ахтубинск «18» ноября 2010 года Астраханской области Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Бочарникова П.В. при секретаре Грачевой С.С., истицы Погожей Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Погожей Е.А. к администрации МО «Пологозаймищенский сельсовет», комитету имущественных отношений администрации МО «Ахтубинский район» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третье лицо: Ахтубинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Погожая М.С., у с т а н о в и л: Погожая Е.А. обратилась в суд с требованием о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указала, что на основании выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ правления колхоза «им. 22 партсъезда» было принято решение о передаче Погожей Е.А. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с расторжением брака с гражданином Погожим С.А. В данной квартире она проживала с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время. Правопреемником колхоза «им. 22 партсъезда» являлось ОКК им. 22 партсъезда, которое в настоящее время ликвидировано вследствие банкротства. Жилой фонд, бывший на балансе этой организации, в муниципальную собственность не передан, в связи с чем, она не может реализовать свое право на приватизацию. Просит признать за ней право собственности на жилую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 64,6 кв.м., жилой площадью 27,9 кв.м. в целом, и обязать Ахтубинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области зарегистрировать право собственности на указанную квартиру. Истец Погожая Е.А. в судебном заседании поддержала свои заявленные требования в полном объеме, просила признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, поскольку правоустанавливающие документы для регистрации права собственности на объект недвижимости отсутствуют. Представитель ответчика - администрация МО «Пологозаймищенский сельсовет» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленного отзыва, не возражают против признания за Погожей Е.А. права собственности на вышеуказанную квартиру, просят рассмотреть дело без участия их представителя. Представитель ответчика - комитета имущественных отношений администрации МО «Ахтубинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву возражений против удовлетворения исковых требований в полном объеме не имеют, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Представитель третьего лица - Ахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Возражений по существу иска не представили. Третье лицо Погожая М.С. в судебное заседание не явилась, согласно представленного заявления отказалась от участия в приватизации вышеуказанной квартиры, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд счел возможным при наличии надлежащего извещения сторон в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав истца, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что квартира по <адрес> была распределена Погожей Е.А., что подтверждается выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ правления колхоза «им. 22 партсъезда» (л.д. 15), согласно которой было принято решение о передаче Погожей Е.А. квартиры, в связи с расторжением брака с гражданином Погожим С.А., а также ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). В настоящее время в спорном жилом помещении проживает Погожая Е.А. и ее дочь, Погожая М.С. (л.д. 11, 32). ДД.ММ.ГГГГ Погожая Е.А. зарегистрировала право собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, относящийся к <адрес> (л.д. 17, 19). Спорное жилое помещение ранее было зарегистрировано за колхозом «им. 22 партсъезда», деятельность которого прекращена путем ликвидации вследствие банкротства, данное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с ликвидацией предприятия должно было быть передано в муниципальную собственность, однако оно не входит в реестр объектов муниципальной собственности администрации МО «Пологозаймищенский сельсовет» (л.д. 9) и МО «Ахтубинский район» (л.д. 6). Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Погожая Е.А. участия в приватизации не принимала (л.д.8). Согласно выписки из лицевого счета и справкам задолженность по оплате коммунальных платежей за Погожей Е.А. отсутствует (л.д. 12, 13, 14). Таким образом, истец лишен возможности приватизировать жилое помещение, что является нарушением ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" рекомендовалось общественным организациям осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищных фондов. В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" общественный жилищный фонд колхозов не был объектом приватизации. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. о введении в действие Закона о приватизации было рекомендовало колхозам осуществлять продажу принадлежащих им жилых помещений, домов гражданам на условиях, установленных для публичных жилищных фондов. В соответствии с Положением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708, при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда могло быть принято одно из следующих решений: передача в муниципальную собственность; передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации и соответствующим решением Советов народных депутатов; включение в уставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза. Однако жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не был ни передан в муниципальную собственность, ни реализован гражданам, ни включен в уставный капитал колхоза. 25 мая 2008 года ОКК имени XXII Партсъезда прекращена путем ликвидации. Однако в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не было ни реализовано ни передано в муниципальную собственность. В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Таким образом, из материалов дела следует, что при реорганизации агропромышленного комплекса Колхоза им. 22 партсъезда Ахтубинского района Астраханской области в объединение кооперативов колхоза им. 22 партсъезда Ахтубинского района Астраханской области жилой дом по адресу <адрес> котором проживает истец, подлежал в установленном законом порядке передаче в муниципальную собственность, поскольку не был продан и не был внесен в уставный фонд объединения кооперативов колхоза им. 22 партсъезда Ахтубинского района Астраханской области. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в ст. 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Таким образом, объектом приватизации, согласно указанному положению, выступает жилое помещение, которое, исходя из требовании жилищного законодательства, может состоять из квартиры либо одной или нескольких комнат (часть первая ст. 52 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 16 ЖК РФ), должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (часть первая ст. 40 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 17 ЖК РФ) и предназначаться для постоянного проживания (ст. 7 ЖК РСФСР). В Постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Конституционным судом РФ были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона. Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. Согласно ст. 55 (часть 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иными словами, вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными. На основании изложенного, а так же принимая во внимание, что занимаемое истцом жилое помещение является квартирой, предоставленной ей в 1996 году в связи с трудовыми правоотношениями, в то время как в соответствии со п. 6 ст. 107 ЖК РСФСР лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, а так же, учитывая, что в настоящее время данное жилое помещение не имеет собственника, поскольку объединение кооперативов колхоза им. 22 партсъезда Ахтубинского района Астраханской области ликвидировано, в то время как администрацией МО «Ахтубинский район» и администрацией МО «Пологозаймищенский сельсовет» данное жилое помещение в собственность не принималось, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о признании права собственности на <адрес>. По смыслу ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). В данном случае истцом Погожей Е.А. заявлены требования о признании за ней права собственности на <адрес>, в целом. На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить требования истицы о признании права собственности на жилое помещение - квартиру расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 64,6 кв.м., из которой жилая площадь 27,9 кв.м. (л.д. 18, 20-22). В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждения юстиции. Руководствуясь ст.ст. 2, 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 244 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Погожей Е.А. к администрации МО «Пологозаймищенский сельсовет», комитету имущественных отношений администрации МО «Ахтубинский район» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третье лицо: Ахтубинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Погожая М.С., удовлетворить. Признать право собственности Погожей Е.А. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 64,6 кв.м., из которой жилая площадь 27,9 кв.м., в целом. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Ахтубинский отдел зарегистрировать право собственности Погожей Е.А. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 64,6 кв.м., из которой жилая площадь 27,9кв.м., в целом. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ахтубинский городской суд. Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате на компьютере. Председательствующий судья: П.В. Бочарников