Р Е Ш Е Н И Е г. Ахтубинск «19» марта 2010 года Астраханской области Ахтубинский городской суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Бочарникова П.В. при секретаре Орловой Т.А., с участием представителя истца Кадралиевой М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского городского суда гражданское дело по иску Кадралиевой М.К. действующей в интересах несовершеннолетнего Жукова Р.А. к комитету имущественных отношений администрации МО «Ахтубинский район», ОАО «Российские железные дороги» в лице Астраханского отделения Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» о признании права собственности на жилое помещение, третье лицо: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, у с т а н о в и л: Истец Кадралиева М.К. обратилась в суд с требованием о признании за несовершеннолетним Жуковым Р.А. права собственности на жилое помещение - квартиру Номер обезличен, расположенную по адресу ..., в обоснование заявленных требований указав, что на основании протокола профкома Номер обезличен от Дата обезличена года Жуковой Г.К., матери несовершеннолетнего Жукова Р.А., была предоставлена вышеуказанная квартира, в настоящий момент в данной квартире зарегистрированы Жуков Р.А. и Жукова Г.К., которая от участия в приватизации отказалась. Жукова Г.К. лишена родительских прав в отношении своего сына Жукова Р.А., опекуном истца является она, Кадралиева М.К. Ранее вышеуказанная квартира находилась на праве хозяйственного ведения и состояла на балансе Верхне - Баскунчакского участка Астраханской дистанции гражданских сооружений Астраханского отделения - филиала ФГУП «Приволжская железная дорога». При обращении в ОАО «РЖД» с заявлением о приватизации жилой площади, ей было отказано, в связи с ликвидацией ФГУП ПЖД 20 мая 2004 года спорное жилое помещение должно было быть передано в ведение органов местного самоуправления, но до настоящего времени указанный жилой дом в муниципальную собственность не передан, что препятствует реализации их права на приватизацию занимаемой жилой площади. Просит признать за несовершеннолетним Жуковым Р.А. право собственности на квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по ..., общей площадью 45,9 кв.м., из которой жилая площадь 26,5 кв.м., и обязать Ахтубинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области зарегистрировать право собственности на указанную квартиру. Истец Кадралиева М.К. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что на основании договора социального найма ответственным нанимателем жилья указан Жуков Р.А., мать Жукова Г.К. отказалась от участия в приватизации вышеуказанной квартиры отказалась. Представитель ответчика - ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленного отзыва не возражают против признания права общей долевой собственности за истцами на указанное жилое помещение, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель ответчика - комитета имущественных отношений администрации МО "Ахтубинский район" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Согласно представленной телефонограмме, не возражают против заявленных требований, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель ответчика - администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Возражений по заявленным требованиям не представил. Представитель третьего лица - Ахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному отзыву не возражают против заявленных требований, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд счел возможным при наличии надлежащего извещения сторон в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: ..., была предоставлена Жуковой Г.К., матери несовершеннолетнего Жукова Р.А., на основании выписки из протокола Номер обезличен от Дата обезличена года л.д. 36). В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы Жукова Г.К., несовершеннолетний Жуков Р.А. л.д.23-25). Жукова Г.К. лишена родительских прав в отношение своего несовершеннолетнего сына Жукова Р.А., и его опекуном назначена Кадралиева М.К., также согласно постановления Номер обезличен от Дата обезличенаг. за Жуковым Р.А. была закреплена жилая площадь по адресу ... л.д. 6). Дата обезличена года между ООО «СтройСпецСервис» и Жуковым Р.А. был заключен договор социального найма жилого помещения л.д. 24-25), где в качестве нанимателя указан Жуков Р.А. Спорное жилое помещение ранее было зарегистрировано за ФГУП «Приволжская железная дорога» Министерства путей сообщения РФ л.д. 17, 38), деятельность которого 20 мая 2004 года прекращена путем ликвидации, данное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., в связи с ликвидацией предприятия должно было быть передано в муниципальную собственность, однако оно не входит в реестр жилого муниципального фонда МО «Поселок Верхний Баскунчак» л.д. 18) и МО «Ахтубинский район» л.д. 46). В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Таким образом, из материалов дела следует, что при приватизации имущественного комплекса ФГУП «Приволжская железная дорога» Министерства путей сообщения РФ жилой дом по адресу ..., в котором проживает несовершеннолетний Жуков Р.А., подлежал в установленном законом порядке передаче в муниципальную собственность. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в ст. 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Таким образом, объектом приватизации, согласно указанному положению, выступает жилое помещение, которое, исходя из требовании жилищного законодательства, может состоять из квартиры либо одной или нескольких комнат (часть первая ст. 52 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 16 ЖК РФ), должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (часть первая ст. 40 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 17 ЖК РФ) и предназначаться для постоянного проживания (ст. 7 ЖК РСФСР). В Постановлении от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Конституционным судом РФ были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона. Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. Согласно ст. 55 (часть 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иными словами, вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными. На основании изложенного, а так же принимая во внимание, что занимаемое истцом жилое помещение является двухкомнатной квартирой, предоставленной их семье в Дата обезличена году в связи с трудовыми правоотношениями, в то время как в соответствии со п. 6 ст. 107 ЖК РСФСР лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, а так же, учитывая, что в настоящее время данное жилое помещение не имеет собственника, поскольку ФГУП «Приволжская железная дорога» ликвидировано, в то время как администрацией МО «Поселок Верхний Баскунчак» и администрацией МО «Ахтубинский район» данное жилое помещение в собственность не принималось, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о признании права собственности за несовершеннолетним Жуковым Р.А. на квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по .... По смыслу ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). В данном случае истцом Кадралиевой М.К. заявлены требования о признании за несовершеннолетним Жуковым Р.А. права собственности на квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по ..., т.к. мать несовершеннолетнего ребенка Жукова Г.К. отказалась от участия в приватизации квартиры. На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить требования истца о признании за несовершеннолетним Жуковым Р.А. права собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ..., общей площадью 45,9 кв.м., из которой жилая площадь 26,5 кв. м. л.д. 12-16). В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре учреждения юстиции. Руководствуясь ст.ст. 2, 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 244 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Кадралиевой М.К. действующей в интересах несовершеннолетнего Жукова Р.А. к комитету имущественных отношений администрации МО «Ахтубинский район», ОАО «Российские железные дороги» в лице Астраханского отделения Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» о признании права собственности на жилое помещение, третье лицо: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, удовлетворить. Признать право собственности Жукова Р.А. на жилое помещение - квартиру Номер обезличен, расположенную по адресу: ..., общей площадью 45,9 кв.м., из которой жилая площадь 26,5 кв. м., в целом. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Ахтубинский отдел зарегистрировать право собственности Жукова Р.А. на жилое помещение - квартиру Номер обезличен, расположенную по адресу: ..., общей площадью 45,9 кв.м., из которой жилая площадь 26,5 кв. м., в целом. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ахтубинский городской суд. Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате на компьютере. Председательствующий судья: Бочарников П.В.