решение по гражданскому делу по иску о назначении доплаты к трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда, о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии



Решение

Именем Российской Федерации

1 февраля 2012 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Курлюк И.Н.

при секретаре Егоровой Ю.Т.,

с участием истца Заславского И.Н.

представителя ответчика Дьяченко А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске гражданское дело по иску Заславского И.Н. к администрации МО «Село Пироговка» о назначении доплаты к трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда, об отмене пункта 3 решения об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии,

установил:

Заславский И.Н. обратился в суд с иском к администрации МО «Село Пироговка» о понуждении ответчика устранить нарушение пенсионного законодательства и назначении ему доплату к трудовой пенсии по старости с даты подачи 1-го заявления (ДД.ММ.ГГГГ) в размере, установленном Решением Совета муниципального образования «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ, судебные издержки отнести на счет МО «Село Пироговка» и взыскать компенсации моральный вреда в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование своих требований указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> МО «Село Пироговка». В соответствии с ФЗ от 17.12.2011 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Астраханской области от 31.07.2008 № 54/2008-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», Положением «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования «Ахтубинский район» от ДД.ММ.ГГГГ , им ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление <данные изъяты> МО «Село Пироговка» Дьяченко А.М. об установлении ему доплаты к трудовой пенсии по старости, в то время как пенсия по старости ему (Заславскому И.Н.) была установлена с ДД.ММ.ГГГГ. Ответа на указанное обращение не последовало, а был дан ответ на другое его последовавшее заявление о предоставлении письменных разъяснений о причинах неполучения доплат к трудовой пенсии по старости, согласно которому указано, что осуществление доплаты не производится в связи с отсутствием положения о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц в МО «Село Пироговка». В результате обращений в прокуратуру было внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственном пенсионном обеспечении от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Совет МО «Село Пироговка» принимает Положение «О пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка», после чего только ДД.ММ.ГГГГ (не смотря на его неоднократные письменные и устные обращения после принятия Положения) им был получен ответ, в котором ему отказано в получении надбавки, т.к. его период работы не подпадает под назначение доплаты к трудовой пенсии согласно принятого Положения. Однако считает это решение нарушающим пенсионное законодательство и вышеперечисленных нормативных актов.

В судебном заседании истцом заявленные требования были дополнены, просил суд отменить пункт 3 решения об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. он противоречит п.2, 3 ст.4 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001, пунктам 1-4 ст.7, ст.22 и главе 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001, пунктам 1-3 ст.24 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007, ст.13 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» от 04.09.2007, статьям 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Указа Президента РФ «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы» от 16.08.1995 (в ред.Указов Президента РФ от 15.06.1999 № 755, от 13.12.2000 № 2005, от 25.07.2006 № 763, от 17.06.2010 № 759), п.1 ст.10 Закона Астраханской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» от 31.07.2008 № 54/200803, ст.ст. 7, 15, 18 Конституции РФ от 12.12.1993 с поправками от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. Также Заславский И.Н. в судебном заседании дополнил заявленные требования, указав, что просит суд взыскать с муниципального образования «Село Пироговка» доплату к трудовой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

Кроме того, в судебном заседании пояснил, что задача главы администрации в том числе определена и способом наполнения бюджета муниципального образования, в связи с чем, не согласен с доводами Дьяченко А.М., что решение Совета МО «Село Пироговка» определено с учетом финансового положения.

Представитель ответчика администрации МО «Село Пироговка» Дьяченко А.М. в судебном заседании пояснил, что МО «Село Пироговка» является дотационным муниципальным образованием и денежных средств в бюджете не хватает на полноценное социальное обеспечение во всех сферах жизнедеятельности села, решение о назначении доплаты к трудовой пенсии всем ранее действующим главам муниципального образования не один раз рассматривали на Совета Муниципального образования «Село Пироговка», однако депутаты категорически высказались о применении определенных срок к действию данных выплат.

Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии, как закреплено в статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом, поэтому определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты - компетенция федерального законодателя, который вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности.

В рамках действующего правового регулирования полномочие по установлению гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют право самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды дополнительных социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и другие). Вместе с тем согласно определения Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 года N 473-О-О при изменении правового регулирования порядка и условий предоставления ежемесячных доплат к пенсиям, назначаемым данной категории граждан, законодатель субъекта Российской Федерации должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета.

Такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного гражданского служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

На основании ст. 10 Закона Астраханской области от 31.07.2008 N 54/2008-ОЗ (ред. от 02.07.2010) «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» органы местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами устанавливают ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) осуществлявшего полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления на постоянной основе, выборного должностного лица местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Заславский И.Н. был избран <данные изъяты> МО «Село Пироговка», ДД.ММ.ГГГГ он был освобожден от должности <данные изъяты> <адрес> в связи с истечением срока полномочий (л.д. 9). С ДД.ММ.ГГГГ Заславскому И.Н. назначена пенсия по старости, размер которой составил <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Заславский И.Н. обратился к главе МО «Село Пироговка» с заявлением об установлении в соответствии с Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальных служащих органов местного самоуправления ему ежемесячной доплаты к назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» государственной пенсии по старости (л.д. 6). ДД.ММ.ГГГГ Заславскому И.Н. <данные изъяты> МО «Село Пироговка» А.М. Дьяченко был дан ответ на устный запрос Заславского И.Н. о причинах неполучения им доплат к пенсионному обеспечению, согласно которому указано, что у администрации МО «Село Пироговка» нет оснований для осуществления подобной выплаты (отсутствует положение о пенсионном обеспечении выборных должностных лиц в МО «Село Пироговка»); кроме того, указано, что бюджет МО «Село Пироговка» дотационен и дополнительные источники финансирования - обеспечивающие данное Положение найдены не были. Финансовым управлением администрации МО «Ахтубинский район» поддержки по коду бюджетной классификации (пенсионное обеспечение) также не осуществляет; на ближайшем заседании Совета МО «Село Пироговка» вопрос о нахождении источников финансирования и соответственно о принятии данного положения им (Дьяченко А.М.) будет в очередной раз поднят (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ Советом МО «Село Пироговка» было принято решение «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Село Пироговка», согласно п.3 которого указанное решение вступает в силу после его официального обнародования и не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, за исключением случаев, когда доплата (пенсия за выслугу) лет уже была назначена (л.д. 12). В связи с этим ДД.ММ.ГГГГлавой МО «Село Пироговка» А.М. Дьяченко был дан ответ на заявление Заславского И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ вх. , а также ранее принятое заявление вх. от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что назначение ему доплаты к трудовой пенсии невозможно, т.к. это противоречит п.3 Решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Село Пироговка», т.е. стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по данному пункту не подпадает под назначение доплаты к пенсии согласно указанного нормативного документа (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ Советом муниципального образования «<адрес>» принято решение «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>», согласно п.2 которого Решение Совета МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>» было признано утратившим силу. Однако частью 2 ст.4 этого вновь принятого Положения установлено, что пенсия за выслугу лет лицу, замещающему на ДД.ММ.ГГГГ и позднее должность главы администрации муниципального образования «<адрес>», назначается при наличии стажа работы в должности главы администрации не менее четырех лет (далее – 1 срок полномочий в должности главы администрации) по достижении им возраста, при котором назначается трудовая пенсия по старости на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено на основании представленных суду документов вышеназванные Положения были приняты ответчиком в соответствии с Уставом муниципального образования «Село Пироговка» (далее – Устав), принятого решением Совета муниципального образования «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ . Так, в силу п.п.24 п.2 ст.30 Устава Совет муниципального образования «Село Пироговка» осуществляет такие полномочия по решению вопросов местного значения как принятие Положения о муниципальной службе в МО «Село Пироговка».

Не может суд согласиться и с доводами истца о необходимости отмены пункта 3 решения об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ как противоречащего действующему пенсионному законодательству и назначении ему доплаты к трудовой пенсии по старости с даты подачи 1-го заявления, поскольку п. 3 решения об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиями ст.54 Конституции РФ, согласно пункта 1 которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Принимая во внимание, что оспариваемым истцом пунктом 3 решения об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оно не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, следовательно, не может быть применено к периоду осуществления Заславским И.Н. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) полномочий <данные изъяты> МО «Село Пироговка», поскольку в противном случае им будет установлена ответственность для ответчика по выплате истцу доплаты к пенсии, в то время как бюджет его существенно ограничен. Этот факт в судебном заседании сторонами не оспаривался.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при принятии ответчиком вышеназванного решения, баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, был в полной мере соблюден, а также принято во внимание социально-экономическое положение и возможности бюджета, в связи с чем суд не усматривает нарушений действующего законодательства при принятии ответчиком оспариваемого истцом решения.

Кроме того, как установлено в судебном заседании решением Совета муниципального образования «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Село Пироговка» оспариваемые положения вышеназванного решения отменены, в связи с чем в настоящее время применяться не могут. Однако иных требований о назначении доплаты к трудовой пенсии по старости истцом не заявлено.

Также необходимо отметить, что из анализа приведенных норм законодательства о гарантиях государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы, действовавших также и в период исполнения истцом полномочий главы МО «Село Пироговка», т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует принять во внимание, что Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Село Пироговка» в указанный период в МО «Село Пироговка», т.е. в период исполнения обязанностей <данные изъяты> администрации МО «Село Пироговка» Заславским И.Н. не было принято, в связи с чем истец не лишен ранее назначенных выплат, а принятое Советом Муниципального образования Положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ не определено к действию на возникшие ранее правоотношения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований о назначении доплаты к трудовой пенсии по старости, об отмене пункта 3 решения об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии необходимо отказать.

Согласно пунктам 1, 2 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В статье 151 ГК РФ законодателем изложены основания компенсации морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При этом, пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Следовательно, по аналогии закона, к правоотношениям, возникшим между истцом и администрацией МО «Село Пироговка» подлежат применению нормы гражданского законодательства, и учитывая, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда связаны с незаконными действиями администрации МО «Село Пироговка», выражающимися в невыплате ему в установленном законом размере доплаты к трудовой пенсии по старости, в удовлетворении требований Заславского И.Н. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда необходимо отказать, поскольку они не основаны на законе. Кроме того, в судебном заседании истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение вреда его личным неимущественным правам, а также достоинству личности, здоровью, жизни и другим ее нематериальным благам.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Принимая во внимание, что в заявленных истцом требованиях необходимо отказать в полном объеме, заявленные им требования о взыскании с ответчика судебных расходов удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:    

В удовлетворении требований Заславского И.Н. к администрации МО «Село Пироговка» о назначении доплаты к трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда, об отмене пункта 3 решения об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «Село Пироговка» от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>