постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 сентября 2011 года                                             г. Ахтубинск

                                      Астраханской области

Судья Ахтубинского городского суда Астраханской области Лябах И.В., при секретаре Егоровой Ю.Т., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Глущенко В.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, в совершении правонарушения предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»,

Установил:

ИП Глущенко В.И. привлекается к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а именно за то, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. по адресу: <адрес> в результате хозяйственной деятельности ИП Глущенко В.И. допущено нарушение требований ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - отчет об инвентаризации отходов и потребления не представлен в уполномоченный орган, ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»-отсутствует паспортизация на образующиеся отходы, а именно люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности согласно ФККО-3533010013011), мусор от бытовых помещений, организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности 9120040001004 согласно ФККО),прочие коммунальные отходы(мусор уличный)-(4 класс опасности -9900000001074-согласно ФККО), ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно Глущенко В.И. ответственная за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) об обучении.

В судебном заседании ИП Глущенко В.И. факт отсутствия паспорта на отходы и свидетельства об обучении подтвердила, при этом пояснила, что ею до проведения прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на оформление паспортизации отходов с 1 по 4 класс опасности (срок изготовления 14 дней), при этом в договоре предусмотрено, что срок согласования проектной документации в контролирующих организациях регламентирован законодательством РФ и не зависит от исполнителя, в настоящее время паспорта на отходы находятся в <адрес> на согласовании в контролирующих организациях, отчет об инвентаризации отходов на момент проверки у нее имелся в наличии, о необходимости представления данного отчета в уполномоченный орган ей известно не было, ДД.ММ.ГГГГ ею получено свидетельство о прохождении подготовки и проверки знаний по повышении квалификации как специалист по обращению с отходами I - IV класса опасности, т.е фактически она приняла еще до проверки все меры для исполнения требований экологических и санитарно-эпидемиологических требований, однако исполнить их в полном объеме не имела возможности по независящим от нее причинам. Кроме того пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ею заключен договор с МП ЖКХ об утилизации твердых бытовых отходов, ДД.ММ.ГГГГ - с ООО «<данные изъяты>» о демеркуризации люминисцентных ламп и ртутных приборов, ДД.ММ.ГГГГ - с ООО «<данные изъяты>» на проведение работ биотехнического профиля, ДД.ММ.ГГГГ разработан журнал наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ИП Глущенко В.И., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ст. 25 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор также вправе (ст. 28.4 КоАП РФ) возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. В ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрено право прокурора принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Такое решение принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Выносимое прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать те же сведения, что и протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ).

В соответствии со ч.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В настоящее время Порядок предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке проходит межведомственное согласование и размещен на официальном сайте Минприроды России.

    В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Федерального закона).

Согласно к отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. N 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (п.2)(п.2)

Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (п. 3).

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (п. 4).

Из приведенных положений следует, что индивидуальные предприниматели, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Согласно ст. 1 вышеуказанного федерального закона под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с заданием прокуратуры Астраханской области Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка с участием госинспектора по охране природы Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по соблюдению требований природоохранного законодательства в деятельности ИП Глущенко В.И. В ходе проверки установлено, хозяйственная деятельность ИП Глущенко В.И. связана с розничной торговлей в специализированном магазине продовольственными и промышленными товарами. Численность сотрудников 10 человек. В результате деятельности ИП Глущенко В.И. от деятельности сотрудников, эксплуатации нежилых помещений, уборки прилегающей территории и от товаров, утративших свои потребительские свойства образуются отходы 1,4,5 классов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный(4 класс опасности), который образуется в результате деятельности сотрудников, прочие коммунальные отходы (мусор уличный)(4 класс опасности),отходы от уборки помещений объектов оптово-розничной торговли (5 класс опасности)-остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов которые утратили свои потребительские свойства. ДД.ММ.ГГГГ ИП Глущенко В.И. заключен договор с МП ЖКХ об утилизации твердых бытовых отходов, ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «<данные изъяты>» о демеркуризации люминесцентных ламп и ртутных приборов, ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «<данные изъяты>» на проведение работ биотехнического профиля, ДД.ММ.ГГГГ разработан журнал наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны. Также у ИП Глущенко В.И. на период проверки имелся отчет об инвентаризации отходов производства и потребления.

ДД.ММ.ГГГГ ИП Глущенко В.И. заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на оформление паспортизации отходов с 1 по 4 класс опасности, срок изготовления 14 дней, в соответствии с условиями договора срок согласования проектной документации в контролирующих организациях регламентирован законодательством РФ и не зависит от исполнителя, в настоящее время паспорт на отходы разработан и находится в <адрес> на согласование в контролирующих организациях.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

    Судом установлено, что в ходе проверки выявлен факт того, что ИП Глущенко В.И. – лицо ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) об обучении. В настоящее время ИП Глущенко В.И. выдано свидетельство о том, что она прошла подготовку и проверку знаний по повышению квалификации как специалист по обращению с отходами 1-4 класса опасности.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Действия ИП Глущенко В.И. подлежат квалификации по ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности презюмируется. Но, в то же время, степень опасности такой деятельности, размер вреда, который она может причинить подлежат доказыванию.

Статья ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения органы, разрешающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

    Принимая во внимание обстоятельства дела, тот факт, что предоставление отчета об инвентаризации отходов производства и потребления предусмотрено до 15 января года, следующего за отчетным периодом, до проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, ИП Глущенко В.И. были предприняты меры для оформления паспортов на образующие отходы, а свидетельство о том, что она прошла подготовку и проверку знаний по повышению квалификации как специалист по обращению с отходами 1-4 класса опасности, получено ею после вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, при этом данное нарушение требований экологического законодательства не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, не выполнение указанных требований в полном объеме, учитывая, что Глущенко В.И. заключены договора о демеркуризации люминесцентных ламп и ртутных приборов, на вывоз твердых бытовых отходов, не повлекло за собой наступления негативных последствий, суд полагает возможным признать данное административное правонарушение малозначительным и освободить ИП Глущенко В.И. от ответственности с объявлением устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.10 КоАП РФ, судья

Постановил:

Освободить ИП Глущенко В.И. от административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Объявить ИП Глущенко В.И. устное замечание, производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней через Ахтубинский городской суд.

Судья: