постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 сентября 2011 года                                             г. Ахтубинск

                                      Астраханской области

Судья Ахтубинского городского суда Астраханской области Лябах И.В., при секретаре Егоровой Ю.Т., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Белоконева Ф.Н. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»,

Установил:

ИП Белоконев Ф.Н. привлекается к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а именно за то, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. по адресу: <адрес> в результате хозяйственной деятельности ИП Белоконева Ф.Н. выявлены факты нарушения требований ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления»-отсутствует порядок учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - отчет об инвентаризации отходов и потребления не представлен в уполномоченный орган, ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»-отсутствует паспортизация на образующиеся отходы, а именно люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности согласно ФККО-3533010013011), мусор от бытовых помещений, организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности 9120040001004 согласно ФККО),прочие коммунальные отходы(мусор уличный)-(4 класс опасности -9900000001074-согласно ФККО), ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно отсутствует лицо, прошедшее подготовку в области обращения с отходами 1-4 класса опасности.

В судебном заседании защитник ИП Белоконева Ф.Н. Белоконев Н.Ф. с постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении не согласился, указав на допущенные нарушения при вынесении данного постановления, поскольку проверка как таковая работниками прокуратуры не проводилась, постановление вынесено в нарушение сроков вынесения постановления, т.е. спустя 5 дней после якобы проведенной проверки, о проведении проверки ИП Белоконев Ф.Н. не предупреждался, в связи с чем нарушены требования ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на день рассмотрения дела паспорт на образующиеся отходы разработан, однако не согласован с уполномоченным органом, отчет об инвентаризации отходов на момент проверки у него имелся в наличии, требований о представлении данного отчета работником прокуратуры не заявлялось, ДД.ММ.ГГГГ ИП Белоконевым Ф.Н. получено свидетельство о прохождении подготовки и проверки знаний по повышении квалификации как специалист по обращению с отходами I - IV класса опасности, т.е фактически все нарушения устранены.

Выслушав защитника Белоконева Н.Ф., лицо, вынесшее постановление о возбуждении уголовного дела, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ст. 25 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор также вправе (ст. 28.4 КоАП РФ) возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. В ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрено право прокурора принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Такое решение принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Выносимое прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать те же сведения, что и протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ).

Таким образом, законодательство, регулирующее право прокурора на проведение проверок по соблюдению требований действующего законодательства и принятие постановления о возбуждении административного дела в случае выявления фактов совершения административного правонарушения, не содержит обязанности прокурора на уведомление лиц о предстоящей проверке соблюдения требований действующего законодательства, при этом прокурор руководствуется в своей деятельности ФЗ «О прокуратуре», а Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Частью 3 названного закона предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;.

Нарушение прокурором срока принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.7 КоАП РФ) не влечет последствий для квалификации действий лица в случае совершения им административного правонарушения.

В соответствии со ч.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В настоящее время Порядок предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке проходит межведомственное согласование и размещен на официальном сайте Минприроды России.

    В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Федерального закона).

Согласно к отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. N 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (п. 2).

Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (п. 3).

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (п. 4).

Из приведенных положений следует, что индивидуальные предприниматели, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Согласно ст. 1 вышеуказанного федерального закона под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с заданием прокуратуры Астраханской области Ахтубинской городской прокуратурой проведена проверка с участием госинспектора по охране природы Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по соблюдению требований природоохранного законодательства в деятельности ИП Белоконева Ф.Н. В ходе проверки установлено, хозяйственная деятельность ИП Белоконева Ф.Н. связана с розничной торговлей в специализированном магазине продовольственными и промышленными товарами. Численность сотрудников 3 человека. В результате деятельности ИП Белоконева Ф.Н. от деятельности сотрудников, эксплуатации нежилых помещений, уборки прилегающей территории и от товаров, утративших свои потребительские свойства образуются отходы 1,4,5 классов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный(4 класс опасности), который образуется в результате деятельности сотрудников, прочие коммунальные отходы (мусор уличный)(4 класс опасности),отходы от уборки помещений объектов оптово-розничной торговли (5 класс опасности)-остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов которые утратили свои потребительские свойства. ДД.ММ.ГГГГ ИП Белоконевым Ф.Н. заключен договор с МП ЖКХ об утилизации твердых бытовых отходов, ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО «<данные изъяты>» о демеркуризации люминесцентных ламп и ртутных приборов, разработан журнал наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны. Также у ИП Белоконева Ф.Н. на период проверки имелся отчет об инвентаризации отходов производства и потребления, однако представлен не был.

ДД.ММ.ГГГГ ИП Белоконевым Ф.Н. составлен паспорт опасного отхода. Однако с руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзора) по Астраханской области не согласован.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

    Судом установлено, что в ходе проверки выявлен факт того, что ИП Белоконев Ф.Н.– лицо ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) об обучении. ДД.ММ.ГГГГ ИП Белоконеву Ф.Н. выдано свидетельство о том, что он прошел подготовку и проверку знаний по повышению квалификации как специалист по обращению с отходами 1-4 класса опасности.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действия ИП Белоконева Ф.Н. подлежат квалификации по ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности презюмируется. Но, в то же время, степень опасности такой деятельности, размер вреда, который она может причинить подлежат доказыванию.

    Принимая во внимание обстоятельства дела, тот факт, что индивидуальным предпринимателем Белоконевым Ф.Н. до проведения прокурорской проверки не было принято мер для соблюдения требований действующего законодательства (составления паспорта опасного отхода, прохождения обучения), однако такая возможность у лица, привлекаемого к административной ответственности имелась, суд полагает возможным назначить наказание в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10 КоАП РФ, судья

Постановил:

Признать ИП Белоконева Ф.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. с уплатой штрафа по следующим реквизитам

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский городской суд.

Судья: