постановление по делу о административном правонарушении



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

         г.Ахтубинск                                                                   3 октября 2011 года

Астраханской области

Судья Ахтубинского городского суда Астраханской области Качкуркина О.В., при секретаре Логиновой Н.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 5-111/2011 в отношении индивидуального предпринимателя Букеновой Б.К. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки п<данные изъяты>, проживающей по адресу: <данные изъяты>, в совершении правонарушения предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л:

ИП Букенова Б.К. привлекается к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а именно за то, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. по адресам: <адрес> и <адрес> <адрес> в результате хозяйственной деятельности ИП Букеновой Б.К. допущено нарушение требований ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - отчет об инвентаризации отходов производства и потребления не представлен в уполномоченный орган, ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - отсутствует паспортизация на образующиеся отходы, а именно: люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности), прочие коммунальные отходы (мусор уличный - 4 класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности), ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - отсутствует лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

В судебном заседании ИП Букенова Б.К. вину в совершенном административном правонарушении признала, пояснив, что все виды отходов от хозяйственной деятельности накапливаются в урнах и контейнерах для сбора твердых бытовых отходов с последующей передачей жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с договорами на вывоз твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Также имеется договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <данные изъяты> о демеркуризации люминесцентных ламп и ртутных приборов. О необходимости составления отчета об инвентаризации отходов, проведении паспортизации и прохождении обучения на работу с отходами не знала. В настоящее время данные нарушения устранены: согласно свидетельству , выданному <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ она прошла подготовку и проверку знаний по повышению квалификации как специалист по обращению с отходами 1-4 класса опасности, ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> заключен договор на составление отчета об инвентаризации отходов производства и потребления, оформление паспортизации отходов с 1 по 4 класс опасности, по которому производятся соответствующие работы.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ИП Букенову Б.К., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Согласно ст.1 вышеуказанного федерального закона под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Федерального закона).

Согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. N 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (п. 2).

Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (п. 3).

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (п. 4).

Из приведенных положений закона следует, что индивидуальные предприниматели, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в ходе проведения проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства в хозяйственной деятельности ИП Букеновой Б.К. по адресам: <адрес> <адрес> и <адрес> было установлено, что хозяйственная деятельность ИП Букеновой Б.К. связана с розничной торговлей продовольственными товарами. Численность сотрудников <данные изъяты>. В результате деятельности ИП Букеновой Б.К. от деятельности сотрудников, эксплуатации нежилых помещений, уборки прилегающей территории и от товаров, утративших свои потребительские свойства образуются отходы 1,4,5 классов: люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности), прочие коммунальные отходы (мусор уличный - 4 класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности). В соответствии с договорами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ твердые бытовые отходы, образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности ИП Букеновой Б.К., вывозятся <данные изъяты> и <данные изъяты> Также имеется договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с <данные изъяты> о демеркуризации люминесцентных ламп и ртутных приборов. ДД.ММ.ГГГГ ИП Букеновой Б.К. с <данные изъяты> заключен договор на составление отчета об инвентаризации отходов производства и потребления, оформление паспортизации отходов с 1 по 4 класс опасности.

    Кроме того в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт того, что ИП Букенова Б.К. – лицо, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) об обучении. Согласно свидетельству , выданному <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Букенова Б.К. прошла подготовку и проверку знаний по повышению квалификации как специалист по обращению с отходами 1-4 класса опасности.

На основании изложенного действия ИП Букеновой Б.К. подлежат квалификации по ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности презюмируется. Но, в то же время, степень опасности такой деятельности, размер вреда, который она может причинить подлежат доказыванию.

Статья ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения органы, разрешающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

    Принимая во внимание обстоятельства дела, тот факт, что предоставление отчета об инвентаризации отходов производства и потребления предусмотрено до 15 января года, следующего за отчетным периодом, до проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, ИП Букеновой Б.К. были предприняты меры для оформления паспортов на образующие отходы, а свидетельство о том, что она прошла подготовку и проверку знаний по повышению квалификации как специалист по обращению с отходами 1-4 класса опасности, получено ею на следующий день после составления протокола об административном правонарушении, при этом данное нарушение требований экологического законодательства не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, не выполнение указанных требований в полном объеме, учитывая, что Букеновой Б.К. заключены договоры о демеркуризации люминесцентных ламп и ртутных приборов и на вывоз твердых бытовых отходов, ее действия не повлекли за собой наступления негативных последствий, суд полагает возможным признать данное административное правонарушение малозначительным и освободить ИП Букенову Б.К. от ответственности с объявлением устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Освободить ИП Букенову Б.К. от административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Объявить ИП Букеновой Б.К. устное замечание.

Производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 дней через Ахтубинский городской суд.

Судья                                                                                           О.В.Качкуркина