ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 февраля 2012 года г. Ахтубинск
Астраханской области
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лябах И.В., при секретаре Каратаевой М.Д., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № в отношении индивидуального предпринимателя Никотина В.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, в совершении правонарушения предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»,
Установил:
ИП Никотин В.В. осуществляет хозяйственную деятельность по сдаче в аренду нежилых помещений, расположенный по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; накопление отходов от арендаторов данных помещений, а также осуществляет деятельность по адресу: <адрес> (в здании магазина № этаж <данные изъяты>, магазин «<данные изъяты>».
ИП Никотин В.В. привлекается к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а именно за то, что в ходе плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов по адресу: <адрес> (магазин «<данные изъяты>», расположенный на <данные изъяты> этаже магазина №), в результате хозяйственной деятельности ИП Никотиным В.В. допущено нарушение требований ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» - ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»-отсутствует паспортизация на образующиеся отходы, а именно мусор от бытовых помещений, организации, несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности согласно ФККО-9120040001004)), и отходы от уборки помещений объектов оптово-розничной торговли (5 класс опасности); ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно Никотин В.В., ответственный за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) об обучении; ст.19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно отсутствует порядок учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно не проведена инвентаризации отходов объектов их размещения.
В судебное заседание ИП Никотин В.В. не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом.
Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Ишкина И.А. в судебном заседании факт отсутствия паспорта на отходы и свидетельства об обучении, факт не проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения и не предоставления отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год, подтвердила, при этом пояснила, что ИП Никотином В.В. заключен договор с жилищно- коммунальным хозяйством на вывоз мусора.
Выслушав представителя защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Ишкину И.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ч.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В настоящее время Порядок предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке проходит межведомственное согласование и размещен на официальном сайте Минприроды России.
В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Федерального закона).
Согласно к отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. N 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (п. 2).
Отнесение отходов к классу опасности окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (п. 3).
В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (п. 4).
Из приведенных положений следует, что индивидуальные предприниматели, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом, в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.
Согласно ст. 1 вышеуказанного федерального закона под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по охране природы Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ФИО9 проведена плановая проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства в деятельности ИП Никотиным В.В. В ходе проверки установлено, хозяйственная деятельность ИП Никотина В.В. связана со сдачей в аренду нежилых помещений, а также с розничной торговлей в специализированном магазине промышленными товарами. Численность сотрудников <данные изъяты> человек. В результате деятельности ИП Никотина В.В. от деятельности сотрудников, эксплуатации нежилых помещений, уборки прилегающей территории и от товаров, утративших свои потребительские свойства образуются отходы 4,5 классов опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности), который образуется в результате деятельности сотрудников, а также отходы от уборки помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами несортированные (5 класс опасности)- остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов которые утратили свои потребительские свойства. Для вывоза образуемых отходов ИН Никотинным В.В. заключен договор с жилищно- коммунальными хозяйствами.
На момент проверки отсутствует паспортизация на образующиеся отходы, а именно мусор от бытовых помещений, организации, несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности согласно ФККО-9120040001004)), и отходы от уборки помещений объектов оптово-розничной торговли (5 класс опасности); ИП Никотин В.В. не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) об обучении; отсутствует порядок учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не проведена инвентаризации отходов объектов их размещения.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Судом установлено, что в ходе проверки выявлен факт того, что ИП Никотин В.В. – лицо ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) об обучении.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Действия ИП Никотина В.В. подлежат квалификации по ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности презюмируется. Но, в то же время, степень опасности такой деятельности, размер вреда, который она может причинить подлежат доказыванию.
Принимая во внимание обстоятельства дела, тот факт, что индивидуальным предпринимателем Никотинным В.В. на момент проведения плановой проверки не было принято мер для соблюдения требований действующего законодательства (составления паспорта опасного отхода, прохождения обучения, проведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения), однако такая возможность у лица, привлекаемого к административной ответственности имелась, суд полагает возможным назначить наказание в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10 КоАП РФ, судья
Постановил:
Признать ИП Никотина В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. с уплатой штрафа по следующим реквизитам
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Судья: