решение о признании решения органа местного самоупрвления незаконным



Дело № 2-556/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п.Средняя Ахтуба 18 июня 2010 года

Среднеахтубинский районный суд в составе председательствующего судьи Елисеева А.М.,

при секретаре Ковалевой О.В.,

с участием прокурора Солохина А.Н.,

заявителя Новикова А.В.,

представителя Среднеахтубинской районной Думы Крылова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новикова А.В. о признании решения 9/59 от 18 марта 2010 года Среднеахтубинской районной Думы незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Новиков А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, в котором указал, что в газете «Звезда» № 20 (10878) от 19.03.2010г. было опубликовано Решение Среднеахтубинской районной Думы № 9/59 от 18.03.2010г. «О внесении изменений в Решение Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2008 года № 12/94 «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления». Согласно п.3.6 Решения № 9/59 «В случае если в отношении одного земельного участка поступило два и более заявлений, решение о предоставлении земельного участка принимается в пользу заявителя, который подал заявку ранее других, если иное не предусмотрено действующим законодательством». Указанный п.3.6 нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами по следующим основаниям. В ч. 3 ст. 36 Конституции РФ содержится обращенное к законодателю требование принять федеральный закон, на основе которого должны определяться условия и порядок пользования землей. Из данного положения Конституции вытекает, что для регулирования земельных отношений приоритетное значение имеет именно этот закон, принимаемый в соответствии с гл. 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», который должен обеспечить защиту конституционных прав граждан на землю. Согласно ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Кроме того, в силу п. 2 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. № 101-ФЗ, в случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Таким образом, определив порядок предоставления земельных участков по принципу первенства подачи заявления, Среднеахтубинская районная Дума нарушила положения Земельного Кодекса РФ, а также ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а, следовательно, нарушила права и свободы заявителя на равный доступ к приобретению земельных участков, принцип равенства и справедливости их предоставления, закрепленные в Конституции РФ. В силу положений Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (принят решением Среднеахтубинской районной Думы от 02.06.2005г. № 49/256) к компетенции Среднеахтубинской районной Думы относятся определение в соответствии с законодательством РФ порядка предоставления и использования земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории Среднеахтубинского муниципального района. По вопросам своей компетенции Среднеахтубинская районная Дума принимает правовые акты в форме решений. Нормативный правовой акт, принятый Думой, направляется главе Среднеахтубинского муниципального района для подписания и обнародования. Нормативные правовые акты Среднеахтубинской районной Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Источником официального опубликования нормативных правовых актов Среднеахтубинской районной Думы является районная газета «Звезда». В силу ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. По приведенным основаниям Новиков А.В. просит признать недействующим и не подлежащим применению со дня издания пункт 3.6 Решения Среднеахтубинской районной Думы № 9/59 от 18.03.2010г. «О внесении изменений в Решение Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2008 года № 12/94 «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления», опубликованного в газете «Звезда» № 20 (10878) от 19.03.2010г., в связи с его противоречием ст. 15, ст. 34 Земельного Кодекса РФ, ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В судебном заседании Новиков А.В. поддержал жалобу по приведенным основания, пояснил, что он уже неоднократно пытался получить в установленном порядке земельный участок в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, подавая заявление в сроки, указанные в опубликованных сообщениях о предоставлении земельных участках, однако, все время оказывался не первым, о чем ему и сообщали в ответах на заявления. Он работает, лишен возможности занимать очередь в администрацию в 6 часов утра, чтобы успеть первым подать заявление, или дежурить у редакции газеты «Звезда», чтобы успеть первым купить газету с опубликованным объявлением, а если руководствоваться п.3.6 Решения, земельные участки получат только «успевающие» граждане. Проведение аукционов уравняло бы всех в правах на получение участков.

Представитель Среднеахтубинской районной Думы Крылов П.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления Новикова А.В. возражал, пояснил, что Решение Среднеахтубинской районной Думы № 9/59 от 18.03.2010г. «О внесении изменений в Решение Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2008 года № 12/94 «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления» принято во исполнение и на основании ст.34 Земельного кодекса РФ, где на органы государственной власти и управления возложена обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Действующим законодательством прямо не установлен способ предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, но установленный указанным Решением порядок предоставления земельных участков, в том числе и п.3.6., направлен на реализацию указанных в ст.15 и ст.34 Земельного кодекса РФ принципов и не противоречит им. Оспариваемый Новиковым А.В. п.3.6 не противоречит и п.2 ст.10 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в котором сказано, что если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Однако, в соответствии с п.3.6 Решения предоставление земельных участков осуществляется по принципу первенства подачи заявления, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Проект Решения направлялся в прокуратуру Среднеахтубинского района для проведения экспертизы на соответствие действующему законодательству, а также выявления коррупционных факторов, в результате которой в отношении п.3.6 нарушений не выявлено.

Прокурор Солохин А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Новикова А.В., поскольку проект Решения Среднеахтубинской районной Думы «О внесении изменений в Решение Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2008 года № 12/94 «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления» проверялся прокуратурой района, по ряду пунктов были высказаны замечания, однако, по п.3.6 замечаний не было, так как данный пункт не противоречит действующему законодательству. Доводы заявителя о том, что п.3.6 не соответствует требованиям ст.15, 34 Земельного кодекса РФ и ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» являются необоснованными, так как указанные нормы Земельного кодекса РФ не требуют в каждом случае проведения аукциона при выделении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а оспариваемый п.3.6 Решения содержит ссылку на отступления от принципа первенства подачи заявления в случаях, когда иное предусмотрено действующим законодательством.

Выслушав объяснения заявителя Новикова А.В., представителя Среднеахтубинской районной Думы Крылова П.В., прокурора Солохина А.Н., изучив материалы дела, суд считает заявление Новикова А.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как установлено судом, 18 марта 2010 года было принято Решение Среднеахтубинской районной Думы №9/59 «О внесении изменений в Решение Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2008 года №12/94 «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления», данное решение было опубликовано в газете «Звезда», №20 (10878) от 19 марта 2010 года.

Данное решение принято в соответствии с Уставом Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, принятым в новой редакции Решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 02.06.2005 года № 49/256 (ред. от 28.05.2009 года), в ст.25 которого указано, что к компетенции Среднеахтубинской районной Думы относятся определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления и использования земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории Среднеахтубинского муниципального района.

На основании ст.26 Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по вопросам своей компетенции Среднеахтубинская районная Дума принимает правовые акты в форме решений. Нормативные правовые акты Среднеахтубинской районной Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Источником официального опубликования нормативных правовых актов Среднеахтубинской районной Думы является районная газета «Звезда».

Как указано в Решение Среднеахтубинской районной Думы №9/59 «О внесении изменений в Решение Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2008 года № 12/94 «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления», Положение разработано во исполнение ст.34 Земельного кодекса РФ и устанавливает порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Раздел 3 Положения устанавливает порядок подачи и рассмотрения заявлений для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п.3.6 данного Положения, в случае, если в отношении одного земельного участка поступило два и более заявлений, решение о предоставлении земельного участка принимается в пользу заявителя, который подал заявку ранее других, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Оспаривая указанный пункт, заявитель Новиков А.В. ссылается на его несоответствие ст.15 и ст.34 ЗК РФ.

Однако, в соответствии со ст.15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.

Суд не усматривает нарушения оспариваемым п.3.6 Положения принципа равенства доступа к приобретению земельных участков, закрепленного ст.15 ЗК РФ, поскольку не устанавливает приоритетов для отдельных категорий граждан в зависимости от национальности, вероисповедания, образования, уровня доходов или иных критериев.

В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Данная статья ЗК РФ не предусматривает проведение аукционов при решении вопроса о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а оспариваемый пункт 3.6 не устанавливает каких-либо приоритетов для отдельных категорий граждан, которые в соответствии с Положением имеют равные права на обращение с заявлением.

Новиков А.В. также ссылается на несоответствие п.3.6 Решения пункту 2 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. № 101-ФЗ.

В соответствии со ст.10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Как указано в оспариваемом п.3.6 Решения, в случае, если в отношении одного земельного участка поступило два и более заявлений, решение о предоставлении земельного участка принимается в пользу заявителя, который подал заявку ранее других, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Следовательно, п.3.6 решение на противоречит указанному или другому Федеральному закону, поскольку не препятствует применению требований действующего законодательства в зависимости от конкретной ситуации.

Кроме того, в соответствии со ст.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В обоснование своего заявления Новиков А.В. представил суду свое заявление от 30 апреля 2010 года, в котором он сообщал главе администрации Среднеахтубинского района ФИО13 о намерении приобрести в собственность земельные участки из категории земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, в отношении которых было опубликовано извещение от 27 апреля 2010 года, и по которому Новиков А.В. получил отказ в предоставлении участков от 04 июня 2010 года со ссылкой на то, что его заявление поступило в канцелярию администрации Среднеахтубинского района не первое.

Однако, эти доводы суд считает необоснованными, поскольку принятое решение об отказе в предоставлении земельного участка по конкретному обращению не свидетельствует о незаконности оспариваемого пункта.

Таким образом, судом установлено, что Решение Среднеахтубинской районной Думы №9/59 «О внесении изменений в Решение Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2008 года № 12/94 «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления» принято Среднеахтубинской районной Думой в соответствии с установленной компетенцией и в установленном порядке, и оспариваемый п.3.6 не противоречит ст.15, 34 Земельного Кодекса РФ и ст.10 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 245-250, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Новикова А.В. признать недействующим и не подлежащим применению со дня издания п.3.6 Решения 9/59 от 18 марта 2010 года Среднеахтубинской районной Думы «О внесении изменений в Решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 28.09.2006 года №12/94 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья (подпись) А.М.Елисеев

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 23 июня 2010 года.

Судья (подпись) А.М.Елисеев

Копия верна:

Судья А.М.Елисеев

Секретарь Г.Б.Фуфачева