Дело №2-553/10
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» июня 2010 года р.п. Средняя Ахтуба
СРЕДНЕАХТУБИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе: председательствующего судьи МАТВЕЕВА О.Г.
при секретаре ЛУЖАНСКОЙ Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аболенцевой Н.Н. заинтересованные лица Администрация городского поселения р.п.Средняя Ахтуба, администрация Среднеахтубинского муниципального района об изменении даты постановки на учет как участника федеральной целевой программы «Жилище»
У С Т А Н О В И Л :
Аболенцева Н.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что 10 августа 1998года она как вынужденный переселенец была принята на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий Кранооктябрьским сельским советом Среднеахтубинского района Волгоградской области. С 19 августа 1999года она также была поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и в Федеральном управлении Миграционной службы по Волгоградской области. 14 мая 2002года она снялась с регистрационного учета из ... района для выезда и проживания в р.п.Средняя Ахтуба, в комнату, которую ей предоставила миграционная служба. В сентябре 2002года она обратилась в администрацию городского поселения р.п.Средняя Ахтуба для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако поставили её на данный учет только 23 декабря 2002года. В настоящее время функции предоставления субсидий, ссуд и сертификатов на приобретение жилья переданы из Федерального управления миграционной службы по Волгоградской области в администрацию Среднеахтубинского муниципального района, которая обязана формировать списки вынужденных переселенцев - участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В связи с тем, что 26 апреля 2010года она узнала о том, что в списках на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий она стоит в последних рядах, она обратилась в администрацию Среднеахтубинского муниципального района и 14 мая 2010года получила ответ, что поскольку она с сыном принята на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией городского поселения ... с 23 декабря 2002года, то в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий она включена также с 23 декабря 2002года и признана участником программы только с этого времени. Ей было рекомендовано обратиться за защитой своих прав и законных интересов.
В судебном заседании Аболенцева Н.Н. свои требования поддержала, пояснив, что в июле 1998года приехала из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Согласно удостоверения имеет статус вынужденного переселенца. После регистрации по месту жительства в ..., 10 августа 1998года она подала заявление в администрацию Краснооктябрьского сельского поселения о постановке её на очередь на жильё. В апреле 2010года она узнала, что вынужденные переселенцы, приехавшие в Российскую Федерацию после неё уже получили жилищные сертификаты. На её обращение в администрацию Среднеахтубинского муниципального района получила ответ, что поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 декабря 2002года, то есть со дня подачи заявления в администрацию городского поселения р.п.Средняя Ахтуба после переезда из .... Полагает данное решение незаконно, так как она первоначально поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий 10 августа 1998года, постоянно проживала на территории Среднеахтубинского района с указанного периода, следовательно и в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий она должна быть включена и признана участником программы с учетом постановки её на учет 10 августа 1998года. В ходе рассмотрения уточнила свои требования и просит внести изменения в Постановление администрации р.п.Средняя Ахтуба №390 от 23 декабря 2002года в части даты принятия на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий указав вместо 23 декабря 2002года, с 10 августа 1998года, так как на основании указанного постанолвления в администрации Среднеахтубинского муниципального района составлялся сводный список вынужденных переселенцев, участников программы «Жилище» на 2002-2010год.
Представитель заинтересованного лица - администрации Среднеахтубинского муниципального района в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск считает возможным удовлетворить заявленные Аболенцевой Н.Н. требования.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского поселения р.п.Средняя Ахтуба в судебное заседание не явился, письменных возращений на иск не представил.
Выслушав заявителя Аболенцеву Н.Н., изучив материалы дела, в том числе и материалы учетного дела на Аболенцеву Н.Н., представленного администрацией Краснооктябрьского сельского поселения и администрацией городского поселения р.п.Средняя Ахтуба, суд считает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 2, 27, 71).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 и ч.3 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. За исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно ст.6 Закона Волгоградской области от 01.12.2005г №1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области», граждане для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вправе в установленном порядке обратиться в орган учета по месту своего жительства. В случаях, установленных действующим законодательством, граждане могут обратиться для постановки на учет в орган местного самоуправления не по месту своего жительства.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями от 08.08.2007г) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675,является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 3 пп. «ж» указанного Постановления №153 от 21.03.2006 года установлено: при реализации в 2006 году мероприятий указанной подпрограммы применяются сформированные в 2005 году: сводные списки граждан - получателей субсидий, составленные в соответствии с Правилами обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Согласно Правил Выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года (далее Правила), предоставление субсидий является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.
В соответствии с п.п. «ж» п.5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно п.18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение субсидии).
Согласно п. 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пп.1.4 п.1 Порядка организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Волгоградской области, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 15 августа 2006 года №1006, органы местного самоуправления принимают заявления об участии в Подпрограмме от граждан, указанных в подпунктах «г», «е», «ж», «з» пункта 5 Правил выпуска реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы» Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153.
В частности, в соответствии с пп.2.1 п.2 указанного Порядка органы местного самоуправления принимают от граждан заявление об участии в Подпрограмме и прилагаемые к нему документы, подтверждающие право на участие в Подпрограмме в соответствии с пунктом 19 Правил; принимают решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником Подпрограммы; заводят учетное дело на каждого гражданина - участника Подпрограммы; формируют списки граждан - участников Подпрограммы по категориям по форме согласно приложению 4, утверждают и до 1 сентября направляют их в Территориальный строительный комитет Администрации Волгоградской области.
Как установлено судом и это усматривается из материалов дела, Аболенцева Н.Н. является вынужденным переселенцем. Данное обстоятельство подтверждается удостоверением АД № 0012359, выданным на основании решения Миграционной службы Волгоградской области от 10 октября 1998года на имя Аболенцевой Н.Н. л.д.14).
Как видно из материалов учетного дела на Аболенцеву Н.Н., представленного администрацией Краснооктябрьского сельского поселения последняя в своем заявлении от 10 августа 19989года просила поставить её на очередь на получение жилья. Согласно справки от 21 апреля 2010года и списка №1 очередников, состоящих на учете в администрацией Краснооктябрьского сельского поселения, Аболенцева Н.Н. с 10 августа 1998года состояла на учете. Снята с учета с переменой места жительства 14 мая 2002года л.д.9).
Как видно из учетного дела на Аболенцеву Н.Н., представленного администрацией г.п.р.п.Средняя Ахтуба, Аболенцева Н.Н. в заявлении от 23 декабря 2002года просила принять её на учет по улучшению жилищных условий, так как её семья является вынужденным переселенцем л.д.30).
По Постановлению администрации р.п.Средняя Ахтуба №390 от 23 декабря 2002года Аболенцева Н.Н. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 декабря 2002года л.д.16).
Как видно из Справки № 4044, выданной администрацией г.п. р.п. Средняя Ахтуба от 18 сентября 2009года, Аболенцева Н.Н. состоит в списках учета граждан городского поселения р.п.Средняя Ахтуба в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемого по договорам социального найма с 23 декабря 2002ггода под номером 282, с составом семьи 2 человека. Категория вынужденный переселенец. л.д.7).
Согласно справки УФМС России по Волгоградской области № 504 от 22.05.2010гда, Аболенцева Н.Н., вынужденный переселенец с 10 октября 1998года (личное дело № 1118-015010), в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области, сформированном УФМС России по Волгоградской области по состоянию на 29.03.2010г, значится с даты 19.08.1999года - с даты принятия на жилищный учет в упраздненной Миграционной службе Волгоградской области, согласно Приказу Минфедерации России от 10.04.2001г №31 «Об утверждении порядка ведения территориальными органами Минфедерации России сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им указанного жилья», под № 178 л.д.6).
Из распоряжения администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 3 октября 2007 года №409-р и Приложения 1 к данному распоряжению, видно, что Аболенцева Н.Н. была признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Аболенцева Н.Н. с 10 августа 1998года состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в администрации Краснооктябрьского сельского поселения. Имеет статус вынужденного переселенца. Согласно отметки в паспорте в графе «место жительства» с 22 мая 2002года зарегистрирована по месту жительства по адресу: ...
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что Аболенцева Н.Н., имея статус вынужденного переселенца и проживая на территории Среднеахтубинского района была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Краснооктябрьским сельским советом 10 августа 1998года, то и на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городском поселении р.п.Средняя Ахтуба она должна быть принята также с 10 августа 1998года и включена в Сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий и признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» Аболенцева Н.Н. должна быть включена с учетом даты постановки на учет, то есть с 10 августа 1998года
Поэтому заявление Аболенцевой Н.Н., как обладателя соответствующего статуса и своевременно заявившего о правах на получение жилья в льготном порядке, обоснованно и подлежит удовлетворению по изложенным основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 256 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление администрации городского поселения р.п.Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области № 390 от 23 декабря 2002года в части даты принятия Аболенцевой Н.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместо 23 декабря 2002года - 10 августа 1998года.
Обязать администрацию городского поселения р.п.Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области и администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение права Аболенцевой Н.Н. на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
На решение может быть подана кассационная жалоба в Волгоградский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: (подпись) Матвеева О.Г.
Полный текст решение изготовлен судьей на компьютере в совещательной комнате 08 июля2010г
Председательствующий судья: (подпись) Матвеева О.Г.
Копия верна: Судья: О.Г.Матвеева
Секретарь: Г.Б. Фуфачева