Решение по иску Красноруцкого о признании незаконным отказа УПФР в назначении досрочной пенсии



Дело № 2-589/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2010 года

СРЕДНЕАХТУБИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе: председательствующего судьи: Матвеевой О.Г.

при секретаре: Лужанской Е.А.

рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании дело по иску Красноруцкого А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, третье лицо ФГУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями работы,

УСТАНОВИЛ:

Красноруцкий А.С. обратился в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Среднеахтубинскому району, в котором просит признать незаконным решение Номер обезличен от Дата обезличена года ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Среднеахтубинскому району об отказе в установлении ему досрочной пенсии по старости на льготных условиях; обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Среднеахтубинскому району включить ему в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, время работы в ГУ «ВолгоградНИПЧИ» с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода и назначить досрочную пенсию по старости с Дата обезличена года.

В обоснование своих требований Красноруцкий А.С. указал, что решение об отказе он считает незаконным и нарушающим его право на социальное обеспечение по возрасту, предусмотренное ст. 39 Конституции РФ, то есть на пенсию в связи с особыми условиями труда. Отказ мотивирован тем, что научно-исследовательские противочумные институты не относятся к учреждениям здравоохранения, и не предусмотрены в списке № 2, раздел XXIV учреждений здравоохранения и социального обеспечения. Однако, в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Аналогичное положение было закреплено в ст.92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590 и в Законе «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года, который действовал на период возникновения спорных правоотношений. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяется список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии работникам, занятым в противочумных учреждениях, при этом не имеет значения ведомственная подчиненность упомянутых учреждений, их форма собственности. Нет и конкретизации о том, как должно наименоваться учреждение. Правовой статус ФГУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» как учреждение здравоохранения подтвержден Уставом института, а также другими нормативными актами. В настоящее время институт подведомственен Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая в свою очередь находится в ведении Минздрава и соцразвития РФ. Его специальный трудовой стаж в ГУ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» составляет 15 лет 2 месяца 08 дней, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при общем трудовом стажу свыше 25 лет при достижении возраста 55 лет.

В судебном заседании истец Красноруцкий А.С. свои исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив суду, что его обращение в УПФР в Среднеахтубинском районе, насколько он помнит, последовало Дата обезличена года, с этой даты он просит обязать ответчика назначить ему льготную пенсию.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ(государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе Волгоградской области Даниленко С.В., действующая на основании доверенности, иск не признала и суду пояснила, что в силу пп.11 п. 1 ст. 28 Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достигшего возраста, установленного ст. 7 ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п. 3 ст. 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждения Правительством РФ. В пределах своей компетентности Правительством РФ от 29 октября 2002 года издано постановление № 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В вышеуказанном списке отсутствует наименование учреждения «научно-исследовательский противочумный институт», а существует только «противочумный центр (станция)». Кроме того, в настоящее время действует Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 07 октября 2005 года № 627. В п.п. 3 раздела 3 «Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» также предусмотрен только противочумный центр (станция). Из научных учреждений в п. 1.4 Единой номенклатуры предусмотрены только научно-практические центры. Факт включения ВолгНИПЧИ в Перечень Федеральных специализированных учреждений Министерства здравоохранения сам по себе не является основанием для досрочного назначения его работникам трудовой пенсии. Право на назначение пенсии на льготных условиях имеют лишь работники тех учреждений, наименование которых включены в Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, следует, что Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт не является учреждением здравоохранения, а периоды работы в нем, соответственно, не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Не отрицает, что противочумный институт образован Министерством здравоохранения РФ, но данным Министерством могут быть образовано огромное количество учреждений, но не во всяком таком учреждении работа не дает право на льготную пенсию. Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Утвержденная Приказом Минздрава 7.10.05г №627 не содержит наименования учреждения «НИИ противочумный институт». Следовательно, решение об отказе в назначении такой пенсии правомерно, просит в иске отказать.

Представитель третьего лица ФГУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» Денисова М.В.. действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования Красноруцкого А.С. и пояснила суду, что в соответствии с действующим ранее Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Совета Министерств СССР от 22.08.56г №1173 и Списком №2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, основным условием для предоставления пенсии на льготных условиях по списку №2 является постоянная занятость в противочумных учреждениях здравоохранения и нет указаний о том, как должно быть поименовано учреждение, не имеет значение наименование профессии, должностей и характер выполняемых работ. Согласно Уставу Волгоградский НИИпротивочумный институт создан в соответствии с приказом Министра здравоохранения СССР №8 от 15.01.1970г, выполнял определенные задания по разработке методов иммуноферментного анализа, на базе института созданы и действуют противоэпидемиологические бригады. Все сотрудники противочумного института пользуются правом на дополнительный отпуск за вредные условия труда. В соответствии с п.233 Перечня федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года №872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» Волгоградский противочумный институт Министерства здравоохранения РФ» является федеральным специализированным медицинским учреждением. В настоящее время ФГУЗ «Волгоградский НИИ противочумный институт» Министерства здравоохранения РФ подведомственен Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (распоряжение Правительства РФ от 17.01.2005г №32-Р), которая в свою очередь, находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. На основании вышеуказанного, правовой статус противочумного института соответствует требованиям списка №2 раздела XXVI «Учреждения здравоохранения» и списку №2 раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения». Кроме того, Денисова М.В. добавила, что согласно представленной ею справке с Дата обезличена по настоящее время 351 сотруднику института была назначена пенсия на льготных условиях как работникам противочумного учреждения, без разграничения по должностям.

Выслушав истца, представителя ответчика, представитель третьего лица, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Красноруцкого А.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Факт работы истца в период с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности инженера питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического участка питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела ФГУЗ «Волгоградского научно-исследовательского противочумного института» подтверждается копией трудовой книжки Красноруцкого А.С. л.д. 8-17) и справкой ФГУЗ Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Номер обезличен от Дата обезличена года, из которой следует, что Красноруцкий А.С. работает в должности начальника технического отдела ФГУЗ «Волгоградского научно-исследовательского противочумного института» с Дата обезличенагода по настоящее время, в течение всего времени работал полный рабочий день, полную рабочую неделю без совмещения профессий, в отпуске без сохранения заработной платы не находился, учебным отпуском не пользовался, на курсах специализации не обучался, на военные сборы не привлекался, донорских дней не предоставлялось, простоев и прогулов не было л.д.18).

Как установлено в судебном заседании и усматривается из Решения Государственного Учреждения-Управления Пенсионного Фонда РФ по Среднеахтубинскому району Волгоградской области от Дата обезличена года за Номер обезличен, Красноруцкому А.С. не засчитаны в специальный стаж периоды ее работы, дающие право на досрочную пенсию по старости: с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности инженера питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического участка питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; ; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела ФГУЗ «Волгоградского научно-исследовательского противочумного института». Указанные периоды не были включены в специальный стаж, так как научно-исследовательские институты не включены в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 07 октября 2005 года № 627 л.д. 7).

Суд считает указанное решение об отказе в включении в специальный стаж оспариваемого периода работы незаконным по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 названного Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В связи с чем, ссылка представителя ответчика в своих возражениях на подпункт 11 пункта 1 ст.28 указанного Закона, необоснованна.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Списком № 2 в позиции 22600000-1754а предусмотрено, что на льготное пенсионное обеспечение имеют право работники, занятые в противочумных учреждениях.

Действительно, Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 07 октября 2005 года №627, к учреждениям здравоохранения отнесены «противочумные центры (станции)», указание на «научно-исследовательские противочумные институты» данная номенклатура не содержит.

Вместе с тем, суд считает, что оспариваемые истцом периоды работы в Волгоградском научно-исследовательском институте подлежит включению в специальный стаж.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 года № 1217 «Вопросы Министерства здравоохранения» Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Пункт 8 данного Постановления устанавливает, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся и научно-исследовательские учреждения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 утверждено Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, согласно которой государственные научно-исследовательские и иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля входят в указанную службу и подчиняются Министерству здравоохранения РФ.

Согласно пункта 1.2 Положения «О системе противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 ноября 2005 года № 774, научно-исследовательские противочумные институты входят в противочумную систему.

Пунктом 1.6 вышеназванного Положения установлено, что Учреждения Противочумной системы в сфере трудовых отношений согласно действующим нормативно-правовым актам имеют специальный статус «противочумные учреждения», который характеризуется наличием в них для всех категорий работников тяжелых, вредных, опасных и особых условий труда.

Приказом Министерства здравоохранения № 377 от 15 октября 1999 года «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» работники противочумных учреждений так же отнесены к работникам учреждений здравоохранения.

Согласно Уставу «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» л.д. 19-23, 25-29, а также представленному в судебном заседании), данное учреждение создано в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР № 8 от 15 января 1970 года, является федеральным государственным учреждением, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации. Более того, ВолгНИПЧИ находится в ведении Минздрава России и финансируется Министерством здравоохранения РФ по Разделу «Здравоохранение».

В соответствии с п. 233 Перечня Федеральных специализированных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года №872 ВолгНИПЧИ является специализированным медицинским учреждением.

В соответствии представленными доказательствами, суд приходит к выводу что «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» является противочумным учреждением здравоохранения, работники которых могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с позицией 22600000-1754а раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка №2.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что периоды работы истца с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности инженера питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического участка питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела питомника Волгоградского научно-исследовательского противочумного института; с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в должности начальника технического отдела ФГУЗ «Волгоградского научно-исследовательского противочумного института» подлежат включению в ее специальный стаж в соответствии с позицией 22600000-1754а раздела XXIV Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, как работнику противочумного учреждения.

Представленными материалами подтверждено, что Дата обезличена года истцу исполнилось 55 лет, стаж работы с тяжелыми условиями труда составил 15 лет 02 месяца 08 дней, страховой стаж более 25 лет, в связи с чем Красноруцкий А.С. имеет право на назначение пенсии, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что периоды работы Красноруцкого А.С. в «Волгоградском научно-исследовательском противочумном институте» подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению его конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Поскольку истец сразу после возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии обратился в ГУ - УПФ РФ по Среднеахтубинскому району за пенсией в соответствии с позицией 22600000-1754а раздела XXIV “Учреждения здравоохранения и социального обеспечения” Списка № 2, ему необоснованно было в этом отказано, пенсия должна быть назначена с момента его обращения.

Момент обращения Красноруцкого А.С. в ГУ-УПФ РФ по Среднеахтубинскому району подтверждается копией заявления о назначении пенсии от Красноруцкого А.С. о том, что ее обращение последовало Дата обезличенагода.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение комиссии ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Среднеахтубинскому району Волгоградской области Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе Красноруцкому А.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости - незаконным в части не включения в трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии периодов работы Красноруцкого А.С. с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в Волгоградском научно-исследовательском противочумном институте.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе Волгоградской области включить в специальный стаж Красноруцкого А.С., дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями работы период его работы с Дата обезличенагода по Дата обезличенагода в ФГУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт».

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе Волгоградской области произвести назначение досрочной трудовой пенсии по старости Красноруцкому Александру Сергеевичу с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский облсуд через райсуд в течение десяти дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:

Решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 06 июля 2010 года.

Председательствующий судья: