Дело N 145/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2011 года
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи: Никитиной В.Н.
При секретаре: Соловей Н.Г.
рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании дело по заявлению Репиной К.Ф., заинтересованное лицо: администрация Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
Репина К.Ф. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление администрации Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и обязать администрацию Краснооктябрьского сельского поселения поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебное заседание заявитель не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще. В своем заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, но с участием представителя Актаевой Н.Е. ( л.д. 42).
В судебном заседании представитель Репиной К.Ф., по доверенности Актаева Н.Е., поддержала требования, указанные в заявлении. Суду пояснила, что заявитель является <данные изъяты>, в связи с чем пользуется установленной законом льготой по обеспечению жильем. В связи с нуждаемостью в жилом помещении, Репина К.Ф. обратилась в администрацию Краснооктябрьского сельского поселения с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского района от ДД.ММ.ГГГГ №№ последней было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием для вынесения данного постановления явилось заключение должностного лица, осуществляющего ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Репиной К.Ф. на состав семьи из трёх человек приходится <данные изъяты> кв.м., что превышает установленную учётную норму. Заявитель проживает в муниципальном жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., из которых отапливаемая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м, остальную площадь занимает холодная не отапливаемая веранда. Дом неблагоустроенный, отсутствуют канализация, водопровод и вентиляция, отопление печное,стены покрыты грибком, несущие конструкции имеют трещины, кровля протекает в нескольких местах, дверные и оконные проемы имеют деформацию, нарушена теплоизоляция, внутренняя и внешняя отделка стен и окон требует капитального ремонта. Внутренняя отделка и окна требуют ремонта, в нескольких местах течет кровля, дом неблагоустроенный, отсутствует канализация и водопровод, кровля имеет течь в нескольких местах, требуется капитальный ремонт всего дома. Другого жилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности и приватизированного жилья, не имеется, договор социального найма жилого помещения по месту её жительства не заключен. Вывод специалиста, осуществляющего ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относительно того, что Репина К.Ф. обеспечена жилым помещением по установленной законом норме, несостоятелен, так как жилое помещение, в котором последняя фактически проживает со своей дочерью и внучкой, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Считает указанное постановление администрации Краснооктябрьского сельского поселения незаконным и создающим препятствия к осуществлению заявителя своего права на жилище.
Представитель заинтересованного лица администрации Краснооктябрьского сельского поселения, по доверенности Дудакова Н.А., считает заявление Репиной К.Ф. необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учёт Репиной К.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении» было принято администрацией Краснооктябрьского сельского поселения в соответствии с действующим законодательством, так как на Репину К.Ф. с составом семьи три человека приходится <данные изъяты> кв.м. общей площади. В соответствии с решением сельской Думы Краснооктябрьского сельского поселения от 16 апреля 2007 года № 18/59, для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении необходима обеспеченность на каждого члена семьи 10 кв.м., что в соответствии с действующим жилищным законодательством является основанием для отказа в постановке заявителя на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Дополнительно пояснила, что согласно акта-приема передачи муниципального имущества Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ жилой двухквартирный дом по адресу: <адрес>, был передан в собственность Краснооктябрьского сельского поселения. Нанимателем квартиры №№ указанного жилого дома по договору социального найма является Актаева Н.Е., Репина К.Ф. является членом семьи последней. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования жилищных условий Репиной К.Ф. Не отрицала, что вышеуказанное жилое помещение требует капитального ремонта, однако ремонт не может быть произведен в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств.
Выслушав представителя заявителя Актаеву Н.Е., представителя заинтересованного лица Дудакову Н.А., изучив материалы дела, суд считает заявление Репиной К.Ф. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 и ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В силу п.4 ч.1 статьи 21 Федерального Закона РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Данные меры социальной поддержки также закреплены Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.10 N30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Согласно ст. 4 ч.2 п.1 Закона Волгоградской области № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области», нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения.
Частью 1 ст. 3 названного Закона определено, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется уполномоченным органом (отделом, должностным лицом) в структуре местной администрации, определяемым главой муниципального образования и утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Судом установлено и подтверждается удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), что Репина К.Ф. имеет право на льготы и преимущества, установленные для <данные изъяты>.
Как видно из справки администрации Краснооктябрьского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), Репина К.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <адрес> с составом семьи: <данные изъяты> Актаевой Н.Е.. ДД.ММ.ГГГГ рождения и внучкой А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Из заявлений Репиной К.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что последняя обратилась в администрацию Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского района с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ( л.д.29,30).
Как видно из справки Среднеахтубинского отделения Волгоградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31) и выписки из ЕГРП УФРС по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), недвижимого имущества на праве собственности, а также приватизированного жилья, за Репиной К.Ф. не зарегистрировано.
Согласно заключению специалиста администрации Краснооктябрьского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Репиной К.Ф. о принятии её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, в жилом помещении, в котором проживает Репина К.Ф. с составом семьи <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, печное отопление, канализации нет, все удобства на улице, в доме две комнаты, общая площадь <данные изъяты> кв.м., в том числе отапливаемая площадь <данные изъяты> кв.м. На Репину К.Ф. с составом семьи <данные изъяты> приходится <данные изъяты> кв.м., а в соответствии с п.1.2 Решения сельской Думы Краснооктябрьского сельского поселения от 16 апреля 2007 года № 18/59 для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении необходима обеспеченность на каждого члена семьи 10 кв.м., что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51, п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ является основанием для отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем Репиной К.Ф. в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении следует отказать.
Как видно из постановления администрации Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского района от ДД.ММ.ГГГГ №№, Репиной К.Ф. с составом семьи три человека в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано на основании п.2 ч. 1 ст. 51, п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, а также со ссылкой на п.1.2 Решения сельской Думы Краснооктябрьского сельского поселения от 16 апреля 2007 года № 18/59 об учетной норме для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении 10 кв.м. на каждого члена семьи (л.д.8).
Согласно Акта приема-передачи муниципального имущества Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность Краснооктябрьского сельского поселения был передан, в том числе, жилой двухквартирный одноэтажный дом, по адресу: <адрес>, в котором квартира №№ не приватизирована ( л.д.26-27).
Как следует из договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.5), Актаева Н.Е. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, как усматривается из Актов обследования жилищных условий семьи Репиной К.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, комиссией администрации Краснооктябрьского сельского поселения произведено обследование жилищных условий семьи заявителя, проживающей по адресу: <адрес>. В данных актах было установлено, что Репина К.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является <данные изъяты>. Указанное жилое помещение по указанному адресу общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе отапливаемой <данные изъяты> кв.м., состоит из двух комнат и холодной не отапливаемой веранды. Жилье муниципальное, постройки ДД.ММ.ГГГГ. Строение кирпичное, дом не благоустроенный, водопровода и канализации в доме нет, удобства на улице, отопление печное. Отсутствует вентиляция, стены покрыты грибком, несущие и не несущие конструкции имеют трещины. Кровля дома течёт в нескольких местах, идет деформация дверных и оконных проемов, нарушена теплоизоляция, внутренняя и внешняя отделка стен и окон требуют капитального ремонта. Администрация сельского поселения провести капитальный ремонт не может из-за отсутствия в бюджете поселения денежных средств. На 2011 год денежные средства на капитальный ремонт жилого фонда в бюджете не заложены (л.д.25, 39-40).
Кроме того, представитель Репиной К.Ф. суду пояснила, что другого жилья у заявителя не имеется, приватизированное или находящееся в собственности жилье у Репиной К.Ф. также отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что жилой дом, в котором проживает Репина К.Ф. с дочерью и внучкой, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., из которых отапливаемая площадь составляет <данные изъяты> кв.м., то есть больше учетной нормы для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении - 10 кв.м. на каждого члена семьи, однако заявителю на праве собственности не принадлежит, находится в неудовлетворительном и непригодном к проживанию в нём состоянии, какого-либо другого жилья Репина К.Ф. не имеет.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу, учитывая особый статус Репиной К.Ф., как <данные изъяты>, её престарелый возраст (<данные изъяты>), а также неудовлетворительное состояние дома, в котором она проживает, фактическое отсутствие бытовых условий для нормального проживания, то есть Репина К.Ф. проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, суд считает, что данные обстоятельства являются исключительными и позволяющими сделать вывод о нуждаемости Репиной К.Ф. в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемый Репиной К.Ф. отказ в принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, изложенный в постановлении администрации Краснооктябрьского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за №№, нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права заявителя и является незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать постановление администрации Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об отказе в принятии на учёт Репиной К.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении» незаконным.
Обязать администрацию Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области поставить на учет Репину К.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено судьей на компьютере ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья подпись
Копия верна: Судья В.Н. Никитина
Секретарь Г.Б. Фуфачева