Дело № 2-776/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р.п.Средняя Ахтуба 31 августа 2011 года Среднеахтубинский районный суд в составе председательствующего судьи Елисеева А.М., при секретаре Барабошкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Т.В. к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, администрации городского поселения р.п.Средняя Ахтуба Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности включить в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, УСТАНОВИЛ: Кузнецова Т.В. обратилась в суд с иском, в котором указала, что она является вынужденным переселенцем на основании решения Миграционной службы Волгоградской области от 22 декабря 1999 года, что подтверждается ее удостоверением вынужденного переселенца №. Вместе со ней статус вынужденного переселенца имеет член ее семьи дочь Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно распоряжению администрации Куйбышевского сельсовета Среднеахтубинского района Волгоградской области № 40 от 14 июня 2000 года Кузнецова Т.В. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, как имеющая статус вынужденного переселенца с 14 июня 2000 года. Миграционная служба Волгоградской области предоставила им для временного поселения комнату в общежитии по адресу Волгоградская область Среднеахтубинский район р.п.Средняя Ахтуба <адрес>, о чем было выдано направление № № от 06 марта 2002 года для размещения. Семья Кузнецовой Т.В. с 28 марта 2002 года по настоящее время временно проживает в общежитии по адресу Волгоградская область Среднеахтубинский район р.п.Средняя Ахтуба <адрес>, в соответствии с ордером. Согласно письму Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области № 2566 от 19 мая 2011 года, по состоянию на 14 апреля 2011 года, она с семьей состоит в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области, сформированном УФМС России по Волгоградской области, с 30 апреля 2003 года, однако, согласно справки УФМС России по Волгоградской области за № 6/13531 от 19 июля 2011 года, на основании сведений администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 04 июля 2001 года семья Кузнецовой Т.Е., составом 2 человека, значилась в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области, сформированном территориальным органом Минфедерации России в Волгоградской области по состоянию на 01 августа 2001 года с 14 июня 2000 года - с даты принятия на жилищный учет в администрации Куйбышевского сельского Совета Среднеахтубинского района Волгоградской области, под № №. До настоящего времени семье Кузнецовой Т.В. постоянное жилье за счет средств федерального бюджета не представлялось, долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство или покупку жилья не выдавалась, компенсация за жилье и имущество не выплачивалась. 04 мая 2011 года она обратилась с заявлением в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области с просьбой внести ее в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат, с 14 июня 2000 года. Согласно письму Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области № 2566 от 19 мая 2011 года, в удовлетворении ее заявления было отказано. Также отказ был получен и от администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области. С данными отказами Кузнецова Т.В. не согласна. Полагает, что ее право на получение постоянного жилья и, соответственно, на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья, возникло с 14 июня 2000 года - с даты постановки ее семьи на учет, имеющей статус вынужденного переселенца и нуждающейся в получении жилья первично Администрацией Куйбышевского сельсовета Среднеахтубинского района Волгоградской области и Миграционной службой Волгоградской области. Кузнецова Т.В. является вынужденным переселенцем с 22 декабря 1999 года, приобрела статус нуждающейся в постоянном жилье с 14 июня 2000 года, данный статус у нее не прерывался и сохранен до настоящего времени, поскольку ежегодно проверялся и подтверждался миграционной службой. Соответственно, ее право на получение постоянного жилья возникло с 14 июня 2000 года и сохранено до настоящего времени. По приведенным основаниям Кузнецова Т.В. просила признать незаконным отказ администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области № 2566 от 19 мая 2011 года, отказ Администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области №474 от 05 мая 2011 года включить семью Кузнецовой Т.В. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с даты постановки на жилищный учёт Миграционной службой Волгоградской области и постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФМС России по Волгоградской области, с 14 июня 2000 года; признать за Кузнецовой Т.В. право на включение её семьи в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат как вынужденных переселенцев, сформированный администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, с 14 июня 2000 года; обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, администрацию городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области включить Кузнецову Т.В. с её семьей - дочерью Е. в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с даты постановки на жилищный учёт Миграционной службой Волгоградской области и постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФМС России по Волгоградской области, с 14 июня 2000 года. В судебном заседании Кузнецова Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по доверенности Трокин С.С. в судебном заседании по существу требований Кузнецовой Т.В. возражал, пояснил, что Кузнецова Т.В. включена в список с момента постановки на учет в городском поселении р.п.Средняя Ахтуба с 30 апреля 2003 года, изменять дату оснований не имелось. Представитель ответчика администрации городского поселения р.п.Средняя Ахтуба по доверенности Фролов С.Н. против удовлетворения иска возражал, так как граждане состоят в очереди на улучшении жилищных условий с момента постановки на очередь. Кузнецова Т.В. встала на очередь в городском поселении р.п.Средняя Ахтуба с 30 апреля 2003 года, и эта дата изменению не подлежит. Выслушав пояснения истца Кузнецовой Т.В., представителя ответчика администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Трокина С.С., представителя ответчика администрации городского поселения р.п.Средняя Ахтуба Фролова С.Н. <данные изъяты>, изучив материалы дела, суд считает требования Кузнецовой Т.В. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утвердившим Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, и включившим в ее состав Федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года № 71, в данную программу входит подпрограмма «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации». В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы», гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты и принявшим решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение социальных выплат имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Основанием для признания граждан - участников подпрограммы не имеющими жилых помещений является: - отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; - проживание в общежитии или служебном помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; - проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 года № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, и Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы») установлено, что при реализации в 2006 году мероприятий указанной подпрограммы применяются сформированные в 2005 году сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, сформированные территориальными органами Федеральной миграционной службы. Федеральной миграционной службе было предписано в месячный срок обеспечить передачу выписок из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получение жилых помещений, сформированных в 2005 году территориальными органами указанной Службы, в соответствующие органы местного самоуправления для организации работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов. В соответствии с указанными Правилами право на участие в подпрограмме имеют граждане РФ, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (пп. «ж» п.5 Правил). В соответствии с п.18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в данном пункте Правил - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 года № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации предписано считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, и продолжить работу по обеспечению состоящих на учете вынужденных переселенцев жилыми помещениями в соответствии с указанным Положением. Настоящее Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяет порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами. В соответствии с пп. «б» п.3 указанного Положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания. Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 10.04.2001 года № 31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» (вместе с «Порядком ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья»), зарегистрированным в Минюсте РФ 04.05.2001 года № 2695, руководителям структурных органов Минфедерации России было предписано обеспечить формирование и ведение сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в соответствии с утвержденным Порядком; включить в сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС России, с сохранением даты принятия на учет. Вынужденных переселенцев, состоявших на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет. На основании указанного Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), независимо от времени их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (п.3 Порядка). Как видно из справки УФМС по Волгоградской области от 19 июля 2011 года, Кузнецова Т.В., составом семьи 2 человека, значилась в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по Волгоградской области, сформированном Территориальным органом Минфедерации России в Волгоградской области по состоянию на 01 августа 2001 года с 14 июня 2000 года - с даты принятия на жилищный учет в администрации Куйбышевского сельского совета Среднеахтубинского района Волгоградской области, под №№ (л.д.10). В соответствии с выпиской из распоряжения от 14 июня 2000 года №40 администрации Куйбышевского сельсовета Среднеахтубинского района Волгоградской области. Кузнецова Т.В., имеющая статус вынужденного переселенца, поставлена в очередь на улучшение жилищных условий с 14 июня 2000 года (л.д.11). Как следует из справки от 18 апреля 2011 года №676 администрации Куйбышевского сельского поселения, Кузнецова Т.В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу Волгоградская область Среднеахтубинский район п.Куйбышев <адрес> в период с 25 ноября 1999 года по 18 марта 2002 года (л.д.12). Как указано в справке от 18 апреля 2011 года администрации городского поселения р.п.Средняя Ахтуба, Кузнецова Т.В. с составом семьи 2 человека стоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении на основании договора социального найма под №№ с 30 апреля 2003 года по настоящее время (л.д.13). В соответствии с направлением Территориального органа в Волгоградской области Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 06 марта 2002 года №№ семья Кузнецовой Т.В. была направлена для заселения в ком.№ общежития по адресу р.п.Средняя Ахтуба микрорайон <адрес> (л.д.15).Договор социального найма жилого помещения был заключен с Кузнецовой Н.В. 28 марта 2002 года (л.д.17-18). Как видно из справки от 27 июня 2011 года №2100 МУП «Среднеахтубинское ЖКХ», Кузнецова Т.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу Волгоградская область Среднеахтубинский район р.п.Средняя Ахтуба микрорайон <адрес> с 27 марта 2002 года по настоящее время (л.д.19). В договоре от 28 января 2011 года №№, заключенном между Кузнецовой Т.В. и администрацией городского поселения р.п.Средняя Ахтуба, указано, что жилое помещение, состоящее из одной комнаты №№ общей площадью 17 кв.м, расположенное в доме по адресу р.п.Средняя Ахтуба микрорайон <адрес>, предоставлено Кузнецовой Н.В. в связи с признанием ее вынужденным переселенцем, данное помещение относится к маневренному фонду (л.д.20-22). Как следует из свидетельства о рождении №, выданного 22 апреля 1999 года администрацией Куйбышевского сельсовета Среднеахтубинского района Волгоградской области, Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ года, и Кузнецова Т.В. является ее матерью (л.д.24). Из заявления Кузнецовой Н.В. от 04 мая 2001 года на имя главы администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и главы администрации городского поселения р.п.Средняя Ахтуба следует, что она просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 14 июня 2000 года (л.д.27), в чем ей было отказано (л.д.7, 8). В удостоверении вынужденного переселенца АБ №№, дело №№, на имя Кузнецовой Т.В. указано, что оно выдано 22 декабря 1999 года миграционной службой Волгоградской области, в удостоверении имеются отметки о ежегодном прохождении Кузнецовой Т.В. переучета и продлении срока действия статуса вынужденного переселенца (л.д.9, 31-34). Таким образом, в судебном заседании установлено, что Кузнецова Т.В., имеющая статус вынужденного переселенца с 22 декабря 1999 года, состояла на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 14 июня 2000 года в соответствии с распоряжением от 14 июня 2000 года №40 главы Куйбышевского сельского поселения, с марта 2002 года проживающая в общежитии по адресу Волгоградская область Среднеахтубинский район р.п.Средняя Ахтуба <адрес>, в последующий период за пределы субъекта РФ - Волгоградской области на постоянное место жительства не выезжала, продолжала состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в р.п.Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области с 30 апреля 2003 года; долговременная беспроцентная возвратная ссуда, безвозмездная субсидия на строительство (приобретение) жилья, жилое помещение для постоянного проживания, либо компенсация за утраченное жилье, ей не предоставлялись. При таких обстоятельствах, основываясь на положениях приведенных выше норм законодательства Российской Федерации, определяющего основания и порядок решения вопросов по обеспечению жильем вынужденных переселенцев, суд считает, что Кузнецова Т.В. имеет право на включение в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 14 июня 2000 года, то есть с момента включения ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распоряжением от 14 июня 2000 года №40 главы Куйбышевского сельского поселения. Доводы ответчика администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области о том, что Кузнецова Т.В. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрацией городского поселения р.п. Средняя Ахтуба с 30 апреля 2003 года, и, следовательно, в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должна состоять с указанной даты, суд признает необоснованным, поскольку, в силу приведенных выше норм Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»), Постановления Правительства РФ от 08.11.2000 года № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», Приказа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 10.04.2001 года № 31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» при определении даты постановки вынужденного переселенца на учет в сводном списке в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо руководствоваться более ранней датой постановки на учет, при соблюдении остальных условий для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, в данном случае, датой постановки Кузнецовой Т.В. на учет с 14 июня 2000 года. Поскольку администрация городского поселения р.п.Средняя Ахтуба в соответствии с приведенными выше нормативными актами не уполномочена формировать список вынужденных переселенцев - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Т.В. к ответчику администрации городского поселения р.п.Средняя Ахтуба надлежит отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать решение администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 19 мая 2011 года об отказе в изменении даты включения Кузнецовой Т.В. в сводный список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат, на 14 июня 2000 года - незаконным. Признать за Кузнецовой Т.В. право на включение ее семьи в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат, с 14 июня 2000 года. Обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области изменить дату постановки Кузнецовой Т.В. на учет в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат, на 14 июня 2000 года. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья (подпись) А.М.Елисеев Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 05.09.11г. Судья (подпись) А.М.Елисеев Копия верна: Судья А.М.Елисеев Секретарь Г.Б.Фуфачева Подлинник данного документа подшит в деле № 2-776/11г., которое находится в Среднеахтубинском районном суде.