жилищные споры2011-02-25



Гражданское дело № 2-106/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Галявиевой А.Ф.,

истицы Шадриной Л.С.,

представителя истицы – Гильфановой С.Г., представившей удостоверение № 1257 и ордер 074614,

при секретаре Апанаевой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадриной ФИО1 к исполнительному комитету муниципального образования «Город Агрыз» Агрызского муниципального района РТ, третьему лицу Егорову ФИО2 о признании права собственности на жилое помещение, признании утратившей право собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась с иском в вышеуказанной формулировке указав следующее:

На основании свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом ДД.ММ.ГГГГ ей принадлежала квартира, расположенная по адресу: РТ, <адрес>. Ранее квартира принадлежала ее матери ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, которая по день смерти проживала по указанному адресу. Кроме того, в указанной квартире с согласия Шадриной Л.С. проживали: дочь истицы ФИО5 с мужем ФИО2, последний был зарегистрирован по указанному адресу.

В соответствии с Программой РТ по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и ликвидации кварталов ветхого жилья на основании Постановления Главы администрации Агрызского района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> был признан ветхим, непригодным для проживания. В список нуждающихся в улучшении жилищных условий и переселении из ветхого жилья включили мать истицы ФИО6, поскольку на тот момент истица не получила свидетельство о праве на наследство на квартиру и не предоставила его в администрацию Агрызского района РТ. Поскольку по указанному адресу был зарегистрирован зять истицы ФИО2, то на его имя взамен ветхого жилого помещения, была предоставлена <адрес> в соответствии с республиканской программой по ликвидации ветхого жилья и на основании Постановлением Главы администрации Агрызского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2009 году истица, желая оформить право собственности на <адрес>, в <адрес> обратилась в администрацию Агрызского района РТ, где ей было предложено вступить в социально-ипотечный кооператив и заключить договор социальной ипотеки, предполагающий оплату квартиры в размере более 1 млн. рублей. Тем самым истице было отказано в безвозмездной передаче квартиры в собственность. Кроме того, согласно Постановлению Главы администрации Агрызского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием предоставления является наследование <адрес>. ФИО2 наследником и собственником квартиры не является. Также между ФИО2 и ГУ «Управляющая компания Агрызского района и г. Агрыз» был заключен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> сроком на 5 лет, то есть на условиях коммерческого найма. В настоящее время данный договор в связи с истечением срока действия ДД.ММ.ГГГГ прекращен. Истица просит признать за ней право собственности на жилое помещение – <адрес>, признать ее утратившей право собственности на жилое помещение – <адрес>.

В судебном заседании Шадрина Л.С. иск поддержала. Пояснила, что после смерти матери унаследовала <адрес>. В указанной квартире проживала ее дочь с зятем. Зять был зарегистрирован по указанному адресу. Поэтому новая квартира взамен ветхого жилого помещения была предоставлена ему как собственнику. Эта ошибка объясняется тем, что свои наследственные права на квартиру она оформляла в течение длительного времени и своевременно не предоставила в администрацию Агрызского района РТ свидетельство о праве на наследство и свидетельство о государственной регистрации права собственности на наследственную квартиру. Кроме того, в 2009 году она узнала, что был заключен коммерческий договор найма. Заключение срочного договора найма жилого помещения не было предусмотрено Постановлением Главы администрации, поэтому он является недействительным, а, кроме того, в настоящее время срок его действия прекращен. Просит признать за ней право собственности на жилое помещение – <адрес>, признать ее утратившей право собственности на жилое помещение – <адрес>.

Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Город Агрыз» Агрызского муниципального района РТ ФИО7 в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал.

Третье лицо Егоров В.Д. в судебное заседание не явился, в ходатайстве против удовлетворения иска не возражал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В подтверждение исковых требований, истицей в суд представлены следующие документы: постановление Главы администрации Агрызского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, список семей подлежащих улучшению жилищных условий по Программе ликвидации ветхого жилья, постановление Главы администрации Агрызского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, постановление Главы администрации Агрызского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о государственной регистрации права, поквартирная карточка на <адрес>, поквартирная карточка на <адрес>, справка о составе семьи, свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении детей, договор найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт жилого помещения, акт приема-передачи жилого фонда,

Выслушав истицу и ее представителя, исследовав представленные суду документы, суд считает исковые требования обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:

В силу части 3 статьи 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ, а так же в соответствии с частью 3 статьи 1 и со статьей 3 ЖК РФ каждый имеет право на жилище. Жилище неприкосновенно. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно части 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.

Решение о признании ветхим дома, в котором находилась квартира, принадлежавшая на праве собственности истице, было принято в 2001 году, то есть в период действия Жилищного кодекса РСФСР (1983г.). Поскольку правоотношения между сторонами по делу возникли в указанный период, то в соответствии со статьей 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к этим правоотношениям применимы как нормы Жилищного кодекса РСФСР, так и нормы Жилищного кодекса РФ, вступившие в силу 01.03.2005 года.

В статье 49-3 ЖК РСФСР, регулирующей обеспечение жилыми помещениями граждан – собственников квартир в полностью или частично приватизированном доме, в связи со сносом дома указано, что выселяемым из такого дома собственникам квартир с их согласия предоставляется равноценное жилое помещение либо иная компенсация органом местного самоуправления или предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома.

Все вышеназванные положения подлежат применению тогда, когда в результате сноса дома собственник квартиры лишается жилья. Поскольку при сносе дома нарушаются законные права собственников квартир и членов их семей, названные лица вправе требовать восстановления прав в полном объеме путем предоставления равноценного жилья без установления каких-либо встречных обязательств перед органами или организациями, обязанными восстановить их жилищные права.

В случае сноса дома возникают не договорные отношения, основанные на свободе договора, а отношения, основанные на обязанности органов или организаций, осуществляющих снос дома, предоставить собственникам сносимого жилья другое равноценное жилое помещение. При этом закон не устанавливает обязанность собственника квартиры в сносимом доме компенсировать разницу в стоимости сдаваемого им и предоставляемого ему жилья либо выкупать это жилье.

Из постановления главы администрации Агрызского района № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <адрес> построен и введен в эксплуатацию в соответствии с Программой ликвидации ветхого жилья в РТ. Указанная Программа ликвидации ветхого жилья финансировалась за счет государственных средств Республики Татарстан, что предусматривалось и обеспечивалось бюджетом республики.

В силу пункта 1 Временного порядка ведения перечней объектов государственного жилищного фонда в рамках реестра государственной собственности РТ, утвержденного распоряжением Минземимущества РТ от 29 марта 2006 года № 700-р, указанный временный порядок устанавливает порядок ведения перечней объектов государственного жилищного фонда РТ в рамках реестра государственной собственности и распространяется на объекты государственного жилищного фонда, построенные по Программе ликвидации ветхого жилья в РТ.

В соответствии с актом приема-передачи государственного имущества – жилищного фонда в собственность муниципального образования «Город Агрыз» Агрызского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> РТ, в котором расположена спорная квартира, передан в собственность муниципального образования «Город Агрыз».

Истица унаследовала жилое помещение, которое в 1994 году было приватизировано ее матерью ФИО6 Она была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и переселении из ветхого жилья, что свидетельствует о том, что за собственником жилого помещения признавалось право на улучшение жилищных условий.

Согласно Постановлению Главы администрации Агрызского района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, квартира была предоставлена собственнику ранее занимаемого жилого помещения по <адрес>, которое является наследственным. Учитывая, что наследником и собственником данного жилого помещения являлась истица в силу свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, а не ФИО2, она имеет право на приобретение права собственности на благоустроенное жилое помещение по <адрес>, предоставленное в порядке улучшения жилищных условий.

Рассматривая и удовлетворяя требования истицы о признании за ней права собственности на спорную квартиру, суд исходит из того, что истице спорная квартира предоставлена взамен изъятой, принадлежавшей ей на праве собственности квартиры, то есть является равноценным возмещением изъятого у ней имущества, принадлежавшего на праве собственности, что собственно было указано в постановлении Главы администрации Агрызского района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому суд считает подлежащим удовлетворению требования истицы о признании за ней права собственности на спорную квартиру в соответствии с требованиями статьи 218 ГК РФ.

Требования Шадриной Л.С. о признании ее утратившей права собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, исходя из анализа вышеизложенных доказательств, суд считает требования истицы законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шадриной ФИО1 удовлетворить.

Признать за Шадриной ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>

Признать Шадрину ФИО1 утратившей право собственности на квартиру, расположенную по адресу: РТ, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд РТ.

Председательствующий судья Галявиева А.Ф.