Решение по делу о включении жилого помещения в состав наследства



гражданское дело № 2-566/2011 г.

подлинник

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Агрыз РТ 22 июня 2011 года

Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Зарипова А.Р.,

с участием истицы Ясавиевой Г.Г. и ее представителя Гильфановой С.Г.,

при секретаре Рахматуллиной Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ясавиевой Г.Г. к некоммерческой организации НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», Социально-ипотечному потребительскому кооперативу «Строим будущее», третьему лицу нотариусу нотариального округа Агрызского муниципального района РТ Берестовой К.А. о включении в состав наследства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Ясавиева Г.Г. обратилась в суд с иском о том, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО1. Она является ее наследником. Родные брат и сестра отказались от наследства. Ее мать являлась вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В порядке исполнения Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от ДД.ММ.ГГГГ при жизни ее матери, для приобретения жилья была предоставлена субсидия в размере 943200 рублей, которая была перечислена на счет НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», которая занимается вопросами по обеспечению ветеранов ВОВ соответствующими гарантиями по предоставлению жилья, согласно договора социальной ипотеки.

В ходе участия в выборе будущей собственной квартиры, для ее матери ФИО1 была определена <адрес> по строительному адресу: <адрес>. Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ, выбранная квартира находится по официальному адресу: <адрес>. В настоящее время дом, в котором находится данная квартира, введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод № . Площадь квартиры определена в размере 32,6 кв. метра, и ее стоимость составляет 788418 рублей 62 копейки, из расчета стоимости 1 кв. метра 24184 рубля 62 копейки. Стоимость квартиры не превышает размера предоставленной ФИО1 на приобретение жилья субсидии и поэтому обязательств по дополнительной оплате стоимости квартиры не имеется. В феврале 2011 года Ясавиевой Г.Г. как наследнице ФИО1 были выданы ключи от квартиры, и с этого времени она проживает в вышеуказанного квартире, оплачивает коммунальные услуги. В силу объективных причин, а именно в виду смерти ее мать ФИО1 не успела подписать окончательный протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, а также принять квартиру и зарегистрировать на нее право собственности. После смерти матери ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и в подтверждение имущественных прав и обязанностей, переходящих в порядке наследования ей были представлены все документы, подтверждающие предоставление субсидии и приобретения квартиры. Нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство, в виду того, что договор социальной ипотеки и право собственности на квартиру не были зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по РТ. Истица просит включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, квартиру по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истица Ясавиева Г.Г. исковые требования поддержала в полном объеме. Просила включить в состав наследства, открывшегося после смерти ее матери ФИО1 <адрес>, РТ. Показала, что ее мать ФИО1 состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имела право на приобретение жилого помещения в собственность. Свое право она решила реализовать путем приобретения жилья в рамках республиканской программы социальной ипотеки. Согласно выданного исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ уведомления ее матери была предоставлена субсидия на приобретение жилья из средств федерального бюджета в размере 943200 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО1 подписала договор социальной ипотеки с Государственным жилищным фондом при Президенте РТ (далее – ГЖФ) и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее». Также ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представителем по доверенности от имени ее матери были подписаны протоколы участия и выбора будущей квартиры, из которых следует, что ее матерью ФИО1 выбрано жилое помещение в виде <адрес> общей площадью 32,6 кв.метра по строительному адресу: <адрес>. В дальнейшем согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ был присвоен официальный адрес: <адрес>. Субсидия в размере 943200 рублей была зачислена по договору социальной ипотеки в счет оплаты стоимости вышеуказанного жилого помещения на счет ГЖФ. Учитывая, что стоимость квартиры составляет меньшую сумму, чем размер предоставленной и перечисленной субсидии, она считает, что обязательства по договору социальной ипотеки исполнены полностью и у нее возникло право как наследницы после смерти своей матери ФИО1, на вышеуказанную квартиру.

Представитель Гильфанова С.Г. полностью поддержала заявленные Ясавиевой Г.Г. исковые требования.

Представитель ответчика некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» Абдуллин Т.М. в судебное заседание не явился. В отзыве указал, что по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО1 поступила полная оплата за все 32,6 кв. метра в <адрес>. В связи с наступлением факта полной оплаты, по условиям договора у ФИО1 возникло право получить справку о полной выплате пая, являющуюся основанием для регистрации квартиры в Управлении Росреестра по РТ в собственность. После признания права наследования, наследники должны представить в Фонд копии свидетельств о праве на наследство, для их учета в качестве правопреемников по дальнейшему исполнению договора социальной ипотеки. Поэтому он просит включить в состав наследственной массы не только права ФИО1 по договору но и обязанности по этому договору.

Представитель ответчика социально-ипотечного кооператива «Строим будущее» в судебное заседание не явился. Был надлежащим образом извещен, Возражений против иска не представил. Третье лицо нотариус нотариального округа Агрызского муниципального района РТ Берестова К.А. на рассмотрение дела не явилась. Представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии. Возражении против иска не представила. Суд считает возможным рассмотрение дела по существу в отсутствии представителя социально-ипотечного кооператива «Строим будущее» и нотариуса Берестовой К.А. в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.167 ГПК РФ.

В ходе рассмотрения дела судом исследованы следующие документы: уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), договор социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12), протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) и предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), копия свидетельства о смерти ФИО1 (л.д.9), копия заявлении о принятии наследства Ясавиевой Г.Г. (л.д.9), копии о непринятии наследства от ФИО7 и ФИО1 (л.д.7,8), протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), ответ руководителя исполкома Агрызского муниципального района РТ о том, что разрешение на ввод дома было выдано ДД.ММ.ГГГГ за номером (л.д.17).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив представленные по делу доказательства, суд считает иск Ясавиевой Г.Г. доказанным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского Кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Имущественные права и обязанности, являющиеся предметом наследования, могут возникать из договора, заключенного наследодателем, поскольку в соответствии со статьей 420 Гражданского Кодекса РФ договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 1184 Гражданского Кодекса РФ средства транспорта и другое имущество, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Федеральным Законом «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) статьей 21 в качестве мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено обеспечение этих лиц жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Закона.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 21 данного Закона, то есть членов семей погибших (умерших) участников ВОВ. Согласно пункта 6 статьи 23.2 данного Закона форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

По смыслу статей 21, 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем, оказываемые нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей погибших (умерших) участников ВОВ, направлены на приобретение этими категориями граждан жилья в свою собственность, в том числе по договору.

Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан». Из положений пунктов 8, 11 Положения следует, что жилые помещения получателям мер социальной поддержки могут предоставляться по договору со специализированной организацией, осуществляющей строительство жилых помещений. Согласно пункта 11 Положения допускается приобретение жилого помещения меньшей площади, если в результате сделки получатель субсидии становится собственником жилых помещений, общая площадь которых составляет не менее 18 кв.метров, а в случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

Гражданский Кодекс РФ, Федеральный Закон «О ветеранах» и другие федеральные законы не устанавливают ограничений права наследования жилых помещений, предоставленных членам семей погибших (умерших) участников ВОВ в их собственность за счет средств государства. Следовательно, не имеется ограничений и на включение в состав наследства жилого помещения, на приобретение в собственность которого был заключен договор при жизни наследодателя, являвшегося членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, но которое наследователь не успел принять в собственность и зарегистрировать на это жилое помещение свои права.

В данном случае ФИО1 при жизни ДД.ММ.ГГГГ заключила со специализированной некоммерческой организацией НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» договор социальной ипотеки. Из данного договора и приложений к нему - протоколов участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 выразила волю на приобретение в свою собственность конкретного жилого помещения, расположенного по строительному адресу: <адрес>, и по ее поручению предоставленные ей в качестве субсидии денежные средства 943200 рублей были направлены в счет оплаты стоимости данного помещения. То есть еще при жизни ФИО1 у нее возникло право на приобретение в собственность конкретного жилого помещения. Согласно сообщения исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства 105-ти квартирного жилого дома по <адрес> (официальный адрес объекта: <адрес>). В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ жилому помещению, выбранному ФИО1, присвоен официальный адрес: <адрес>, определена площадь квартиры 32,6 кв.метров и ее стоимость 788418,62 рублей из расчета стоимости 1 кв.метра 24184,62 рубля. Согласно отзыва НО «Государственный жилищный фонд при президенте РТ» поступила полная оплата по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО1. и ее возникло право на получение справки о полной выплате пая, так как обязательства по договору социальной ипотеки исполнены полностью. ФИО1 в виду смерти не успела принять квартиру и зарегистрировать на нее право собственности. При изложенных обстоятельствах квартира по адресу: <адрес> подлежит включению в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1.

Ясавиева Г.Г. доказала обоснованность своих требований как того требует ст. 56 ГПК РФ.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ясавиевой Г.Г. удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд.

Председательствующий судья: Зарипов А.Р.