2012-03-14 наследование имущества



Гражданское дело № 2-69/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2012 года Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Галявиевой А.Ф.,

с участием истца Ахмадишина Т.Я.,

при секретаре Апанаевой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмадишина Т.Я. к специализированной некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», Социально-ипотечному кооперативу «Строим будущее», третьим лицам исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ, третьему лицу нотариусу нотариального округа Агрызского муниципального района РТ Кузиковой Л.Г. о включении в состав наследства прав и обязанностей наследодателя по договору и замене стороны договора правопреемником,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском о том, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1. Истец является ее наследником по завещанию. ФИО1 состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имела право на приобретение жилого помещения в собственность как член семьи погибшего (умершего) участника ВОВ. Свое право она решила реализовать путем приобретения жилья в рамках республиканской программы социальной ипотеки. Согласно выданного исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ уведомления ФИО1 была предоставлена субсидия на приобретение жилья из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ она подписала договор социальной ипотеки (договор участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения ее в собственность) с Государственным жилищным фондом при Президенте РТ (далее – ГЖФ) и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были подписаны протоколы участия и выбора будущей квартиры, из которого следует, что ею выбрано жилое помещение в виде отдельного жилого дома, состоящего из трех комнат, площадью 86,2 кв.м., по строительному адресу: <адрес>, с официальным адресом: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был открыт банковский счет в <данные изъяты>. Субсидия в размере <данные изъяты> рублей была зачислена по договору социальной ипотеки в счет оплаты стоимости вышеуказанного жилого помещения.

После смерти ФИО1 истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и в подтверждение имущественных прав и обязанностей, переходящих в порядке наследования, предоставил договор социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о получении субсидии на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ, протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры, предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Однако нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство, рекомендовав истцу обратиться в суд в виду того, что договор социальной ипотеки не был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по РТ. Истец просит включить в состав наследства после смерти ФИО1 права на передачу в собственность квартиры и обязанности по оплате стоимости квартиры по договору социальной ипотеки, заменить сторону - ФИО1 на правопреемника Ахмадишина Т.Я. в договоре социальной ипотеки и протоколах участия в выборе будущей собственной квартиры к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Ахмадишин Т.Я. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его тетя ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ тетя совершила в его пользу завещание. Она состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника ВОВ и имела право на приобретение жилого помещения в собственность. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила уведомление о предоставлении ей субсидии на приобретение жилья в размер <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ тетя подписала договор социальной ипотеки. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 открыла банковский счет для перечисления субсидии на приобретение жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ею был подписан договор Участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры. Но реализовать свои права на получение жилого помещения в собственность и зарегистрировать договор социальной ипотеки, ФИО1 не успела в виду своей смерти. Поэтому нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано.

Представитель некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» Зайнуллин Р.Ф. в судебное заседание не явился, в отзыве против заявленных требований не возражает в случае включения в состав наследства прав и обязанностей наследодателя по договору социальной ипотеки .

Представитель ответчика социально-ипотечного кооператива «Строим будущее» в судебное заседание не явился, отзыв не представил.

Третье лицо нотариус нотариального округа Агрызского муниципального района РТ Кузикова Л.Г в судебное заседание не явилась, в отзыве просит рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения иска не возражает.

Судом исследованы следующие документы: уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья; договор социальной ипотеки ; протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки; свидетельство о смерти ФИО1; завещание; договор банковского (текущего) счета; сведения Агрызского дополнительного офиса <данные изъяты> о том, что со счета, открытого на имя ФИО1 перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на счет ГЖФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд считает иск доказанным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского Кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Имущественные права и обязанности, являющиеся предметом наследования, могут возникать из договора, заключенного наследодателем, поскольку в соответствии со статьей 420 Гражданского Кодекса РФ договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

По смыслу статей 21, 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем, оказываемые, в том числе, нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей погибших (умерших) участников ВОВ, направлены на приобретение этими категориям граждан жилья в свою собственность.

Закон не содержит ограничений прав на наследование жилых помещений, предоставленных членам семей погибших (умерших) участников ВОВ в собственность, как и на включение в состав наследства прав и обязанностей, возникших из договора на приобретение такого жилого помещения, заключенного при жизни члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, не успевшего реально приобрести жилое помещение в собственность и зарегистрировать на него свои права.

В данном случае на основании договора социальной ипотеки у ФИО1 при ее жизни возникли права на приобретение в собственность конкретного жилого помещения, расположенного по строительному адресу: <адрес>, с официальным адресом: <адрес>, и обязанности по оплате стоимости данного помещения в порядке и сроки, установленные договором. Указанный договор был частично исполнен ФИО1, поскольку ею был произведен выбор определенного жилого помещения, и предоставленные ей в качестве субсидии денежные средства в размере <данные изъяты> рублей по ее поручению были зачислены в счет платежей по договору социальной ипотеки. Исполнить договорные обязательства в полном объеме и реализовать свои права на получение жилого помещения в собственность, как и зарегистрировать договор социальной ипотеки, ФИО1 не успела в виду своей смерти. Поэтому указанные имущественные права и обязанности могут быть включены в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1

Таким образом, исковые требования о включении в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 права на передачу в собственность жилого дома, расположенного по строительному адресу: <адрес>, с официальным адресом: <адрес>, и обязанности по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, специализированной некоммерческой организацией – НО «ГЖФ при Президенте РТ» и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», и заменить сторону - ФИО1 на правопреемника Ахмадишина Т.Я. в договоре социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном со специализированной некоммерческой организацией – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным кооперативом «Строим будущее», и протоколах участия в выборе будущей собственной квартиры к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ахмадишина Т.Я. удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, права на передачу в собственность жилого помещения, расположенного по строительному адресу: <адрес>, с официальным адресом: <адрес>, и обязанности по договору социальной ипотеки (договору участия в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях ее получения в собственность») от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, специализированной некоммерческой организацией – НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее».

Заменить сторону - ФИО1 на правопреемника ФИО2 в договоре социальной ипотеки (договоре участия в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном со специализированной некоммерческой организацией – НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным кооперативом «Строим будущее», и предварительном протоколе участия в выборе будущей собственной квартиры к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение одного месяца через Агрызский районный суд РТ.

Председательствующий судья Галявиева А.Ф.