2012-03-14 о включении в состав наследства жилого помещения



гражданское дело № 2-105/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2012 года Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Галявиевой А.Ф.,

с участием истицы Галиуллиной В.З.,

представителя заявителя Гильфановой С.Г., представившей удостоверение № 1257 и ордер 027153,

при секретаре Апанаевой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галиуллиной В.З. к Государственному бюджетному учреждению «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», нотариусу Агрызского нотариального округа Кузиковой Л.Г. о включении в состав наследства жилого помещения и обязании передачи квартиры правопреемнику в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Галиуллина В.З. обратилась в суд с иском о том, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО2. Отец являлся участником Великой Отечественной войны, состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и имел право на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 15, 23.2 Федерального закона «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ уведомил ФИО2 о предоставлении ему субсидии на приобретение жилья из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор -м со специализированной организацией – Государственным бюджетным учреждением «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» на приобретение будущего собственного жилого помещения в строящемся жилом доме по адресу: РТ, <адрес>, общей проектной площадью 38,60 кв. метров, а также подписал протокол участия в выборе данного будущего собственного жилья. По условиям договора цена, подлежащая уплате приобретателем за приобретенную квартиру, была установлена сторонами в размере <данные изъяты> рублей, данная денежная сумма выделялась за счет субсидии из федерального бюджета и подлежала оплате в 2010 году. Ответчик, выступающий застройщиком по договору, обязан был завершить строительство жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ и передать квартиру в собственность приобретателю по акту приема-передачи. В соответствии с пунктом 2.12 договора в случае смерти приобретателя его права по данному договору могут быть унаследованы в соответствии с действующим законодательством. Отец истицы умер до завершения строительства, не успев принять квартиру по акту приема-передачи и зарегистрировать на нее свои права.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца ФИО2 и в подтверждение его имущественных прав в отношении квартиры по адресу: <адрес> предоставила уведомление о получении субсидии на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ, договор приобретения будущего собственного жилого помещения и протокол участия в выборе будущего собственного жилья от ДД.ММ.ГГГГ. Нотариус рекомендовала ей обратиться в суд в виду того, что данный договор либо право собственности на квартиру не были зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ. В связи с изложенным, истица просит включить в состав наследства после смерти отца квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, обязать ответчика передать ей как правопреемнику по акту приема-передачи жилое помещение, расположенное по указанному адресу.

В судебном заседании истица Галиуллина В.З. и ее представитель Гильфанова С.Г. исковое заявление поддержали по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», в судебное заседание не явился, в ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве ответчик иск признал и сообщил, что в настоящее время ГБУ «Главинвестстрой РТ» с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ГКУ «Главинвестстрой РТ». ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «Главинвестстрой РТ» и ФИО8 заключен договор на приобретение будущего собственного жилого помещения на <адрес>. На основании договора Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ обеспечило поступление на банковский счет ветерана денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. На счет ГКУ «Главинвестстрой РТ» ветераном были перечислены <данные изъяты> рублей. В настоящее время жилой дом построен и введен в эксплуатацию разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо нотариус Агрызского нотариального округа Кузикова Л.Г в судебное заявление не явилась, в отзыве в удовлетворении иска не возражает, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

В обоснование иска в суд представлены, следующие документы: письмо нотариуса, свидетельство о смерти ФИО2; свидетельство о рождении ФИО8; справка о заключении брака между ФИО10 и ФИО8; свидетельство о расторжении брака между ФИО11 и ФИО12; свидетельство о заключении брака между ФИО13 и ФИО12; справка о составе семьи ФИО1; договор купли-продажи земельного участка и жилого дома по адресу: РТ, <адрес>; уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья; договор на приобретение будущего собственного жилья от ДД.ММ.ГГГГ -м.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд считает иск Галиуллиной В.З. доказанным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского Кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Имущественные права и обязанности, являющиеся предметом наследования, могут возникать из договора, заключенного наследодателем, поскольку в соответствии со статьей 420 Гражданского Кодекса РФ договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 1184 ГК РФ имущество, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года (в редакции от 21 декабря 2009 года, 06 мая 2010 года) статьей 15 в качестве мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны (ВОв), нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено их обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Закона.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категории граждан, в том числе, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 14 данного Закона. Согласно пункту 6 статьи 23.2 данного Закона форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

По смыслу статей 15, 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ВОв, направлены на приобретение этими категориям граждан жилья в свою собственность, в том числе на основании гражданско-правовой сделки.

Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждено Постановление от 07 июня 2006 года № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельными категориями граждан». Из положений пунктов 8, 11 Положения следует, что жилые помещения получателям социальной поддержки могут предоставляться по договору со специализированных организацией, осуществляющей строительство жилых помещений. Согласно пункту 11 Положения допускается приобретение жилого помещения меньшей площади, если в результате сделки получатель субсидии становится собственником жилых помещений, общая площадь которых составляет не менее 18 кв.метров, а в случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина.

Гражданский Кодекс РФ, Федеральный Закон «О ветеранах», иные федеральные законы не устанавливают ограничений наследования жилых помещений, предоставленных членам семей погибших (умерших) участников ВОв в их собственность за счет государства. Следовательно, не имеется ограничений и на включение в состав наследства прав и обязанностей, возникших из договора на приобретение такого жилого помещения при жизни члена семьи погибшего (умершего) участника ВОв, не успевшего реально приобрести это жилое помещение в собственность и зарегистрировать на него свои права.

В данном случает отец истицы ФИО2, подписав со специализированной организацией договор и протокол участия в выборе будущего собственного жилья, выразил свою волю на приобретение в свою собственность конкретного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По поручению отца предоставленные в качестве субсидии денежные средства <данные изъяты> рублей подлежали перечислению в счет оплаты стоимости данного помещения. Кроме того, в соответствии с договором приобретения будущего собственного жилого помещения стоимость (цена) квартиры по <адрес> составила <данные изъяты> рублей, не превысила размера предоставленной на приобретение жилья субсидии из средств федерального бюджета, и подлежала оплате за счет данной субсидии, поэтому у ФИО2 на день смерти не имелось неисполненных обязательств по оплате стоимости квартиры, не покрытой субсидией, за счет своих средств. В декабре 2010 года жилой <адрес> был сдан в эксплуатацию и в дальнейшем заселен. Учитывая данные обстоятельства, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, может быть включена квартира по адресу: <адрес>. Ответчик обязан передать указанную квартиру в собственность истице как правопреемнику ФИО2 по акту приема-передачи.

Таким образом, требования истицы о включении в состав наследства после смерти ФИО2 квартиры по адресу: РТ, <адрес> обязании ГКУ «Главинвестстрой РТ» передать истице как правопреемнику ФИО2 по акту приема-передачи жилое помещение по указанному адресу.

Галиуллина В.З. доказала обоснованность своих требований как того требует ст. 56 ГПК РФ.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Галиуллиной В.З. удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ, квартиру по адресу: <адрес>.

Обязать специализированную организацию – Госудабственной казенное учреждение «Главное инвстиционно-строительное управление Республики Татарстан» передать Галиуллинй В.З., как правопреемнику ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке в течение одного месяца через районный суд.

Председательствующий судья: Галявиева А.Ф.