Решение по делу о включении в состав наследства прав и обязанностей наследодателя по договору и замене стороны договора правопреемником



Гражданское дело № 2-90/2012 г.

подлинник

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Зарипова А.Р.,

с участием истца Ахунова В.Г. и его представителя адвоката Гильфановой С.Г.,

при секретаре Рахматуллиной Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахунова В.Г. к специализированной некоммерческой организации НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», Социально-ипотечному потребительскому кооперативу «Строим будущее», третьему лицу нотариусу нотариального округа Агрызского муниципального района РТ Кузиковой Л.Г. о включении в состав наследства прав и обязанностей наследодателя по договору и замене стороны договора правопреемником,

УСТАНОВИЛ:

Ахунов В.Г. обратился в суд с иском о том, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1, которая являлась вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2- участника Великой Отечественной войны, и состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имела право на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 21, 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Он является единственным наследником. Свое право при жизни его мать решила реализовать путем приобретения жилья в рамках республиканской программы социальной ипотеки. ДД.ММ.ГГГГ исполком Агрызского муниципального района РТ уведомил его мать о том, что ей предоставлена субсидия на приобретение жилья из средств федерального бюджета в размере 943200 рублей. ДД.ММ.ГГГГ его мать подписала договор социальной ипотеки (договор участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения ее в собственность) с Государственным жилищным фондом при Президенте РТ и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее». ДД.ММ.ГГГГ его матерью был открыт отдельный блокированный целевой счет в ОАО «Ак Барс» Банке, для зачисления субсидии и перечисления ее на оплату жилого помещения по договору социальной ипотеки, что в последующем было сделано. В дальнейшем, в соответствии с договором социальной ипотеки, его матери подлежала передаче квартира по адресу: <адрес>, проектной площадью 40,9 кв. метра, что подтверждается оформленными на имя его матери протоколами участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти матери, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и в подтверждение имущественных прав и обязанностей, переходящих в порядке наследования им были представлены все документы подтверждающие предоставление субсидии, и приобретения квартиры. Нотариус отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство, мотивировав тем, что не подтверждается факт принадлежности квартиры его матери ФИО1.

Истец Ахунов В.Г. просит включить в состав наследства после смерти его матери ФИО1 права на передачу в собственность жилого помещения по адресу: <адрес> обязанности по оплате стоимости данной квартиры по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, и заменить сторону ФИО1 на правопреемника Ахунова В.Г. в договоре социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Ахунов В.Г. и его представитель Гильфанова С.Г. исковые требования поддержали в полном объеме. Пояснили, что Ахунов В.Г. является единственным наследником после смерти своей матери ФИО1, которая являлась вдовой участника Великой Отечественной войны, состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и имела право на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета. ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 943200 рублей, которая была ей перечислена по договору социальной ипотеки на оплату жилья по адресу: <адрес>, площадью 40,9 кв. метра, при этом было оплачено за счет субсидии более 39 кв. метров жилья. Оставшаяся часть подлежала оплате ФИО1 за счет собственных средств. ФИО1 не смогла реализовать свои права по договору социальной ипотеки в виду смерти. Однако Ахунову В.Г., как правопреемнику, после смерти матери, были вручены ключи от квартиры, он проживает в данной квартире, владеет и пользуется ей фактический, оплачивает коммунальные услуги, а также в соответствии с графиком вносит платежи в погашение неоплаченной стоимости квартиры. Они просят включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 права на передачу в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и обязанности по договору социальной ипотеки (договору участия в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях ее получения в собственность) от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО1, специализированной некоммерческой организацией – НО «ГЖФ при Президенте РТ» и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», заменить сторону ФИО1 на правопреемника Ахунова В.Г. в договоре социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном со специализированной некоммерческой организацией – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным кооперативом «Строим будущее».

Представитель ответчика некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» по доверенности Зайнуллин Р.Ф. в судебное заседание не явился. В отзыве указал, что не возражает против заявленных требований истца Ахунова В.Г., так как при жизни ФИО1 полную стоимость квартиры не оплатила. Не оплаченными остаются 1,75975 кв. метров площади из расчета текущей стоимости 1 кв. метра 24898,28 рублей. Право оформления права собственности на квартиру предоставляется только после оплаты 100% задатка за квартиру. Не возражал включению в состав наследства, как прав так и обязанностей ФИО1 по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, а также не возражал о замене стороны в договоре социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ на правопреемника.

Представитель ответчика социально-ипотечного кооператива «Строим будущее» и третье лицо- нотариус нотариального округа Агрызского муниципального района РТ Кузикова Л.Г. в судебное заседание не явились. Отзывов с возражениями на исковое заявление не представили. Об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, поэтому суд считает возможным рассмотрение дела по существу в соответствии с п.3 и п.4 ст.167 ГПК РФ.

В ходе рассмотрения дела судом исследованы следующие документы: уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья (л.д.10), договор социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13), договор банковского счета от ДД.ММ.ГГГГ о принятии денежных средств предоставляемых в качестве субсидии на приобретенье жилья и дальнейшего их перечисления на оплату приобретаемого жилья в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-17), протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина к договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), протокол участия и выбора будущей собственной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), копия свидетельства о смерти ФИО1 (л.д.7), письмо нотариуса Кузиковой Л.Г. (л.д.9), копия решения Агрызского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта родственных отношений между Ахуновым В.Г. и ФИО1 (л.д.8), график внесения суммы задатка (л.д.20-21), копия наследственного дела (л.д.28-38).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд считает иск Ахунова В.Г. доказанным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1112 Гражданского Кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Имущественные права и обязанности, являющиеся предметом наследования, могут возникать из договора, заключенного наследодателем, поскольку в соответствии со статьей 420 Гражданского Кодекса РФ договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

По смыслу статей 21, 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем, оказываемые, в том числе, нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей погибших (умерших) участников ВОВ, направлены на приобретение этими категориям граждан жилья в свою собственность.

Закон не содержит ограничений прав на наследование жилых помещений, предоставленных членам семей погибших (умерших) участников ВОВ в собственность, как и на включение в состав наследства прав и обязанностей, возникших из договора на приобретение такого жилого помещения, заключенного при жизни члена семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, не успевшего реально приобрести жилое помещение в собственность и зарегистрировать на него свои права.

В данном случае на основании договора социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 при ее жизни возникло право на приобретение в собственность конкретного жилого помещения, расположенного по строительному адресу: <адрес>, и адресному номеру: <адрес>, а также обязанность по оплате стоимости данного помещения в части, превышающей размер субсидии, в порядке и сроки, установленные договором. Указанный договор был частично исполнен ФИО1, поскольку ею был произведен выбор определенного жилого помещения, и предоставленные ей в качестве субсидии денежные средства в размере 943200 рублей по ее поручению были зачислены в счет платежей по договору социальной ипотеки. Исполнить договорные обязательства в полном объеме и реализовать свои права на получение жилого помещения в собственность, как и зарегистрировать договор социальной ипотеки, ФИО1 не успела в виду своей смерти. Поэтому указанные имущественные права и обязанности могут быть включены в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1.

Таким образом, исковые требования Ахунова В.Г. о включении в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 права на передачу в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (строительному адресу: <адрес>), и обязанности по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО1, специализированной некоммерческой организацией – НО «ГЖФ при Президенте РТ» и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее», и замене стороны ФИО1 на Ахунова В.Г. как правопреемника ФИО1 в договоре социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным со специализированной некоммерческой организацией – НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным кооперативом «Строим будущее», подлежат удовлетворению.

Ахунов В.Г. доказал обоснованность своих требований как того требует ст. 56 ГПК РФ.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ахунова В.Г. удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, права на передачу в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (строительному адресу: <адрес>), и обязанности по договору социальной ипотеки (договору участия в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях ее получения в собственность») от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО1, специализированной некоммерческой организацией – НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным потребительским кооперативом «Строим будущее».

Заменить сторону ФИО1 на правопреемника Ахунова В.Г. в договоре социальной ипотеки (договоре участия в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном со специализированной некоммерческой организацией – НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и социально-ипотечным кооперативом «Строим будущее».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 1 месяца через районный суд.

Председательствующий судья: Зарипов А.Р.