21-06-2012 о признании недвижимости наследственным имуществом



Подлинник гражданское дело № 2-435/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2012 года Агрызский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Галявиевой А.Ф., с участием представителя истицы Замалиевой Д.Г. – Маскова Ф.Г.,

при секретаре Рахматуллиной Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Замалиевой Д.Г. к исполнительному комитету Терсинского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ, третьим лицам Масковой Л.Р., Замалиевой Л.Р., Замалиеву Р.Р. о признании наследственным имуществом,

УСТАНОВИЛ:

Замалиева Д.Г. обратилась в суд с иском о том, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж ФИО3. После смерти её мужа открылось наследство в виде земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: РТ, <адрес>. В настоящее время истица обратилась к нотариусу для того, чтобы оформить свои наследственные права после смерти мужа. Нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано. Отказ был мотивирован тем, что при жизни наследодателя право собственности на жилой дом с постройками и на земельный участок не было зарегистрировано в соответствии с п.2 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним», также жилой дом не был зарегистрирован в БТИ до ДД.ММ.ГГГГ и на него отсутствует регистрационное удостоверение. Истица просит признать земельный участок и расположенный на нем жилой дом с постройками по адресу: РТ, <адрес> наследственным имуществом после смерти мужа.

В судебном заседании представитель истицы Масков Ф.Г. исковое заявление поддержал по указанным в нем основаниям, пояснил, что истица его теща. ДД.ММ.ГГГГ умер его тесть ФИО3. После смерти тестя открылось наследство в виде земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: РТ, <адрес>. Нотариус истице отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство, пояснив, что правоустанавливающих документов на данное имущество нет.

Глава Исполнительного комитета Терсинского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ Нафикова Л.Г. на судебное заседание не явилась, в отзыве просила рассмотреть исковое заявление Замалиевой Д.Г. без её участия. В удовлетворении иска не возражала.

Третьи лица Маскова Л.Р., Замалиева Л.Р., Замалиев Р.Р. в судебное заседание не явились, представили суду заявления об отказе от наследства после смерти ФИО3.

Свидетель ФИО10 показал суду, что он племянник истицы. В апреле 2011 года умер муж истицы ФИО3. После смерти ФИО3 открылось наследство в виде земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: РТ, <адрес>, которыми по день смерти ФИО3 открыто владел, пользовался и распоряжался. Вышеуказанный дом истица с мужем построили сами на месте родительского дома.

Судом исследованы следующие документы: письменный отказ нотариуса; копия свидетельства о смерти ФИО3; копия свидетельства о заключении брака; выписки из похозяйственной книги ИК Терсинского сельского поселения <адрес> о наличии у ФИО3 права собственности на земельный участок и на жилой дом с надворными постройками по адресу: РТ, <адрес>; справка ИК Терсинского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ о том, что ФИО3 по день смерти постоянно проживала по адресу: РТ, <адрес> совместно с ним по вышеуказанному адресу проживала его жена Замалиева Д.Г.; копия кадастрового паспорта земельного участка; копия технического паспорта на жилой дом; заявления ФИО1, ФИО2 ФИО5 об отказе от наследства; копия доверенности; отзыв Исполнительного комитета Терсинского сельского поселения Агрызского муниципального района Республики Татарстан на исковое заявление Замалиевой Д.Г..

Выслушав представителя истицы, свидетеля, исследовав представленные суду документы, суд считает исковые требования обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:

В силу ст. 6 Федеральным Законом от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателя. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества и производится при государственной регистрации перехода данного права.

В соответствие с выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИК Терсинского сельского поселения, жилой дом с постройками, расположенный на земельном участке: РТ, <адрес> был зарегистрирован в похозяйственной книге Терсинского сельского поселения на праве личной собственности за ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. В аналогичном порядке был зарегистрирован на праве личной собственности за ФИО3 и земельный участок, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, о чем свидетельствует запись в похозяйственной книге ИК Терсинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 15 ЖК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ) сельские Советы народных депутатов РСФСР были наделены полномочиями по осуществлению государственного учета жилищного фонда на территории сельсовета.

Регистрация жилого дома с постройками за ФИО3 была произведена в 1997 году Советом местного самоуправления в соответствии с действовавшим законодательством и отсутствие регистрации жилого дома в бюро технической инвентаризации не может отменять право собственности на домовладение, возникшее на предусмотренных законом основаниях до вступления в действие Гражданского кодекса РФ и Федерального Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Регистрация земельного участка за ФИО3 была произведена также Советом сельского поселения в соответствии с действовавшим законодательством.

Согласно п. 9 ст. 3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежит переход права собственности в силу наследования, поскольку имеет место после вступления данного Закона в действие.

В данном случае право собственности на жилой дом и на земельный участок возникло у ФИО3 в 1997 году, и было зарегистрировано за ним уполномоченным органом в установленном законом порядке. Выписки из похозяйственной книги Терсинского местного самоуправления сельского поселения о принадлежности ФИО3 жилого дома и земельного участка на праве личной собственности являются надлежащими правоустанавливающим документами для выдачи свидетельства о праве на наследство.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Замалиева Д.Г. доказала обоснованность своих требований, как того требует ст. 56 ГПК РФ. Иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Замалиевой Дамиры Габдулловны удовлетворить.

Признать земельный участок и жилой дом с постройками расположенные по адресу: <адрес> наследственным имуществом после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение 1 месяца со дня вынесения через Агрызский районный суд.

Председательствующий судья Галявиева А.Ф.