гражданское дело № 2-456/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 мая 2012 года Агрызский районный суд РТ в составе: председательствующего судьи Ризвановой Л.А., с участием помощника прокурора Агрызского района РТ Галимарданова И.Х., представителя ответчика Рамазанова И.Г., при секретаре Закировой Э.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Агрызского района РТ к исполнительному комитету Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ о признании бездействия исполнительного комитета Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ в части непринятия мер по соблюдению природоохранного законодательства при вывозе и складировании бытовых отходов незаконным и об обязании привести территорию свалок в надлежащее состояние в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Агрызского района РТ обратился в суд с заявлением о том, что в ходе проверки природоохранного законодательства было установлено, что на территории Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ имеется несанкционированная свалка бытового мусора. Свалка выявлена на окраине села Кадыбаш. На территории Кадыбашского сельского поселения санкционированного полигона твердых бытовых отходов не имеется, выброс отходов производства и потребления осуществляется на указанную несанкционированную свалку. При этом данный объект не огражден и не охраняется, эколого-разрешительная документация отсутствует. Прокурор просит признать бездействие исполнительного комитета Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ в части непринятия мер по соблюдению природоохранного законодательства при вывозе и складировании бытовых отходов незаконным и обязать ответчика привести территорию свалки в надлежащее состояние в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в том числе обеспечив ее ограждение и охрану. В судебном заседании помощник прокурора Агрызского района РТ Галимарданов И.Х. заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика - руководитель исполнительного комитета Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ Рамазанов И.Г. в судебном заседании требования прокурора признал частично, пояснил, что на окраине села Кадыбаш имеется свалка, которая не ограждена и не охраняется. Он уже с 2008 года начал заниматься оформлением разрешительной документацией на свалку, поэтому не согласен с требованием прокурора о признании бездействие исполкома незаконным. Он обращался в Палату имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района с заявлением о согласовании предоставления и утверждения акта выбора земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов. Имеется распоряжение ПИЗО от 25 мая 2009 года о предварительном согласовании места размещения объектов. На проектные работы и оформление лицензии требуется несколько сотен тысяч рублей, которых у них в бюджете нет. Он организует контроль за эксплуатацией свалки, следит за тем, чтобы свалка находилась в надлежащем состоянии. Обязался устранить выявленные нарушения и привести свалку в соответствие требованиям природоохранного законодательства при наличии финансирования. Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив представленные материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.14 Федерального закона №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Более того, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно нормам указанного законодательства, а также требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- эпидемических (профилактических) мероприятий», свалки должны иметь санитарно- эпидемиологическое заключение, должен быть организован производственный контроль за эксплуатацией свалок, подъездные пути с твердым покрытием, ограждения вокруг свалки, вывоз и размещение отходов на территории свалки должен осуществляться при наличии обязательной лицензии на деятельность с опасными отходами, а также должна осуществляться послойная засыпка и утрамбовка отходов специализированным транспортом. В соответствии с п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Согласно п.1 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в недра и на почву запрещен. В силу ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю в области охраны окружающей среды. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нарушение ст.ст. 11, 13, 14, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» проект размещения отходов на территории Кадыбашского сельского поселения отсутствует, территория свалки не огорожена, не охраняется, контроль за ввозимыми на территорию свалок отходами не осуществляется, вывоз и размещение отходов на территории свалок осуществляется без наличия обязательной лицензии на деятельность с опасными отходами. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей исполнительным комитетом Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории указанного сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Таким образом, свалка на территории Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ на окраине села Кадыбаш эксплуатируется в нарушение законодательства Российской Федерации. Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-244 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Агрызского района РТ удовлетворить. Признать бездействие исполнительного комитета Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ в части непринятия мер по соблюдению природоохранного законодательства при вывозе и складировании бытовых отходов незаконным. Обязать исполнительный комитет Кадыбашского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ привести территорию свалки в надлежащее состояние в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в том числе обеспечив ее ограждение и охрану. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение одного месяца через Агрызский районный суд РТ. Председательствующий судья Ризванова Л.А.