2012-07-12 о признании бездействия незаконным



гражданское дело № 2-445/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2012 года Агрызский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Галявиевой А.Ф.,

с участием помощника прокурора Агрызского района РТ Галимарданова И.Х.,

при секретаре Апанаевой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Агрызского района РТ к исполнительному комитету Терсинского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ о признании бездействия в части непринятия мер по соблюдению природоохранного законодательства при вывозе и складировании бытовых отходов незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Агрызского района РТ обратился в суд с заявлением о том, что в ходе проверки природоохранного законодательства было установлено, что на территории Терсинского сельского поселения в с. Терси Агрызского района РТ расположена несанкционированная свалка бытового мусора. Отвод земельного участка под организацию свалки мусора и твердых бытовых отходов не произведен, проект организации свалки твердых бытовых отходов отсутствует. Указанные нарушения приводят к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории сельского поселения. Прокурор просит признать бездействие ответчика в части непринятия мер по соблюдению природоохранного законодательства при вывозе и складировании бытовых отходов незаконным, обязать ответчика привести территорию свалки в надлежащее состояние в соответствие с требованиями природоохранного законодательства, в том числе обеспечив свалку ограждениями и охраной.

В судебном заседании помощник прокурора Агрызского района РТ Галимарданов И.Х. заявление поддержал частично, просил признать бездействие ответчика в части непринятия мер по соблюдению природоохранного законодательства при вывозе и складировании бытовых отходов незаконным, обязать ответчика привести территорию свалки в надлежащее состояние в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.

Представитель ответчика исполнительного комитета Терсинского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ Нафикова Л.Г. в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования прокурора признала.

Выслушав прокурора, изучив представленные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 14 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Более того организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «об отходах производства и потребления». Указанные требования закреплены также в Уставе поселения.

В соответствие со статьей 12 вышеуказанного закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов прямо запрещено.

Согласно п. 13 названного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий» свалки должны иметь санитарно-эпидемиологическое значение, должен быть организован производственный контроль за эксплуатацией свалок, подъездные пути с твердым покрытием, ограждения вокруг свалки, вывоз и размещение отходов на территории свалки должен осуществляться при наличии обязательной лицензии на деятельность с опасными отходами, а также должна осуществляться послойная засыпка и утрамбовка отходов специализированным транспортом.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно п.1 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в недра и на почву запрещен.

В силу ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю в области охраны окружающей среды. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей исполнительным комитетом Терсинкого сельского поселения Агрызского муниципального района РТ приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Терсинского сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В данном случае установлено, что на территории Терсинского сельского поселения полигона ТБО не имеется, выброс отходов производства и потребления осуществляется на несанкционированную свалку, расположенную в с. Терси Агрызского района РТ, что является нарушением законодательства Российской Федерации. Поэтому требования прокурора о признании бездействия ответчика в части непринятия мер по соблюдению природоохранного законодательства при вывозе и складировании бытовых отходов незаконным и обязании привести территорию свалки в надлежащее состояние в соответствие с требованиями природоохранного законодательства подлежат удовлетворению.

В судебном заседании прокурор от требований об обеспечении территории свалки ограждением и охраной отказался. В соответствии с требованиями статьи 39 ГПК РФ суд принимает отказ от требований в части, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-244 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Агрызского района РТ удовлетворить.

Признать бездействие исполнительного комитета Терсинского сельского поселения в с. Терси Агрызского района РТ сельского поселения Агрызского муниципального района РТ в части непринятия мер по соблюдению природоохранного законодательства при вывозе и складировании бытовых отходов незаконным.

Обязать исполнительный комитет Терсинского сельского поселения Агрызского муниципального района РТ привести территорию свалки в надлежащее состояние в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение одного месяца через Агрызский районный суд РТ.

Председательствующий судья Галявиева А.Ф.