Дело № 2-537 (2010 год)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 ноября 2010 года пос. Агинское
Агинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дармаевой Б.Д., единолично
с участием: истца – ФИО3
представителя ответчика – главного специалиста- юриста администрации городского округа «Поселок Агинское» ФИО1, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- специалиста 1 разряда Агинского отдела Министерства социальной защиты населения <адрес> ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации городского округа «Поселок Агинское» о восстановлении в очереди на получение квартиры,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на получение квартиры как офицер запаса, участник и инвалид двух войн. Ранее проживал в <адрес> в <адрес>,9 кв.м. (жилая площадь) в составе семьи – 7 человек. Согласно социальной и санитарной нормам проживания не помещались на такой площади. Он с женой и старшим сыном переехал в <адрес>, где приписался по социальному найму у родственников. В настоящее время квартира в <адрес> приватизирована сыном ФИО5
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Агинский отдел Министерства социальной защиты населения <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация сельского поселения «Южный Аргалей»
В судебном заседании истец ФИО3 уточнил исковые требования, просил суд признать решение жилищной комиссии при администрации поселка Агинское о снятии его с учета на получение жилья незаконным и обязать восстановить его на учет на получение жилого помещения, при этом суду пояснил, что в 2004 году в феврале месяце написал заявление главе администрации о постановке его и его семьи на учет на получение жилья и ему в конце года дали ответ, что он на учет поставлен. Ежегодно ему приходило уведомление, что он состоит на учете на получение жилья, как в первоочередном списке, так и в общем списке. Через пять лет его сняли с учета как лицо, утратившее право на получение жилья, хотя жилье ему не выделяли. В 1989 году получил квартиру в <адрес> работая в отделе образования, но в 2004 году переехал на постоянное место жительства в. Агинское, где прописался у родственников и встал на очередь на получение жилья. Желает получить жилье в <адрес>, т.к. по состоянию здоровья нуждается в постоянном медицинском обслуживании.
Представитель ответчика ФИО1 с исковыми требованиями не согласен и суду пояснил, что ФИО3 в 2004 году ошибочно был поставлен на учет на получение жилья, т.к. он имел благоустроенную квартиру в <адрес>. Кроме того, он должен был быть снят с учета как лицо переехавшее в другой населенный пункт, т.к. он фактически проживает с семьей в <адрес> посчитал действия администрации городского округа по снятию с учета ФИО3 обоснованными, просит суд в иске отказать.
Представитель третьего лица ФИО2 с иском ФИО3 согласна и при этом пояснила суду, что он включен в федеральный список на получение жилья как лицо, вставшее на учет до ДД.ММ.ГГГГ, список утвержден и направлен в Министерство социальной защиты Российской Федерации. При снятии его с учета он подлежит и снятию с учета с федерального списка, и в дальнейшем он не сможет воспользоваться своим правом на получение жилья в соответствии с законом о ветеранах как участник боевых действий в Афганистане. Просит суд иск ФИО3 удовлетворить.
Представитель третьего лица- глава администрации сельского поселения «Южный Аргалей» в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Свидетель ФИО6, специалист по социальным вопросам администрации городского округа «Поселок Агинское», показала суду, что в конце 2008 года проверяли список лиц, состоящих на учете в администрации поселка на получение жилья. При проверке выявилось, что истец ФИО3 получал квартиру в <адрес> по ордеру в 1989 году, фактически проживает в <адрес> в доме своих родителей, дом ветхий и старый. На заседании жилищной комиссии в 2009 году было принято решение снять ФИО3 с очереди на получение жилья, т.к. он получал квартиру в <адрес>.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, показания свидетелей, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).
Из представленных суду письменных доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 обратился с заявлением главе администрации муниципального образования «Агинское» ФИО7 в котором содержится просьба поставить его на очередь для получения квартиры в <адрес> в связи с переездом в <адрес> для постоянного проживания из <адрес> по состоянию здоровья. В настоящее время прописан в <адрес>, по адресу : <адрес> родственников.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «Агинское» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 поставлен на учет как инвалид третьей группы.
Председателем жилищной комиссии ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ дан ответ ФИО3 о том, что он включен на очередь в едином списке под №235, а по первоочередному списку №.
Суду стороной истца предоставлены уведомления за 2006, 2007 годы за подписью заместителя главы администрации МО ГП «Агинское», председателя жилищной комиссии ФИО9 о том, что он состоит в едином списке и внеочередном списке на получение жилья.
Решением жилищной комиссии администрации городского округа «Поселок Агинское» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 снят с учета на получение жилья как утративший основания на получение жилого помещения, т.к. имеет трехкомнатную квартиру в <адрес>.
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за подписью председателя жилищной комиссии ФИО9 ФИО3 снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, при этом не приведены обстоятельства на основании которых принято данное решение.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до вынесения предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия с учета.
Согласно пункта 2 ч. 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при утрате ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суду стороной истца представлен ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов о предоставлении ФИО3 квартиры в <адрес>.
В судебном заседании установлено и это не оспаривается сторонами, что ФИО3 выехал в 2003 году из <адрес> на постоянное место жительства в другой населенный пункт и был принят на учет на получение жилья органами местного самоуправления <адрес>. О том, что ФИО3 выехал и. <адрес> на постоянное место жительства в другой населенный пункт свидетельствует сведения о снятии с регистрации по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, постоянная регистрация в <адрес>, получение пенсии в <адрес>, обслуживание в Агинской окружной больнице. Свидетель Болотова в подтверждение доводов ФИО3 показала суду, что он с 2003 года проживает в <адрес> по временной прописке.
Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Следовательно, суд делает вывод, что истец ФИО3 в 2004 году отказался от права пользования предоставленной ему квартирой в <адрес> в связи с выездом на постоянное место жительства в другой населенный пункт, договор социального найма с ним считается расторгнутым.
Согласно Договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, городской округ «Город Чита» передал в долевую в равных долях собственность жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: <адрес> семье сына истца в количестве 4 человек., и истец ФИО3 не вправе претендовать на указанное жилое помещение.
Доводы представителя ответчика о наличии у ФИО3 квартиры в <адрес>, суд считает несостоятельными.
В силу статьи 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Согласно ч.4 ст.1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных законных основаниях, предусмотренных законодательством. Действующим жилищным законодательством предусмотрена возможность получения гражданами жилья по договору социального найма неограниченное количество раз.
Согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возлагает на органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязанность по обеспечению прав граждан на жилище, в том числе по осуществлению учета, установлению порядка распределения и предоставления гражданам жилых помещений.
Пунктом 4 ч.1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 23.2. Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суду представителем третьего лица ФИО2 представлен список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В данном списке как участник боевых действий под страховым номером 041-277-168 36 указан истец ФИО3
Согласно ч.2 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно п. 2 ч.1 ст.2 <адрес> №-ЗЗК от ДД.ММ.ГГГГ «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в <адрес>» право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют ветераны боевых действий, проживающие в <адрес>, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что истец. ФИО3 встал на учет на получение жилья ДД.ММ.ГГГГ, состоит в федеральном списке на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий и вставшее на учет до ДД.ММ.ГГГГ как участник боевых действий.
Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ гражданин имеет право состоять на учете по одному из оснований или по всем основаниям.
В ч.2 ст. ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" закреплено, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Суд полагает, что получение ФИО10в 1989 году благоустроенной квартиры в <адрес> не является безусловным основанием для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, т.к. он выехал на постоянное место жительства из <адрес> в 2004 году в другой населенный пункт.
Для формирования рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России принята Федеральная целевая программа «Жилище», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Основной целью Программы является обеспечение доступности жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. В судебном заседании установлено, что в данное время у истца ФИО3 не имеется жилого помещения, соответствующего вышеуказанным требованиям, он не имеет в собственности жилья, не имеет жилья по договору социального найма, заключенного с органами местного самоуправления, в <адрес> ему жилье не предоставлялось.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению, согласно действующему законодательству он имеет право воспользоваться правом на получение жилого помещения, решение жилищной комиссии при администрации ГО «Поселок Агинское» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета ФИО3 является необоснованным и нарушающим его конституционное право на жилище, и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 к администрации городского округа «Поселок Агинское» о восстановлении в очереди на получение квартиры, удовлетворить.
Признать Решение жилищной комиссии при администрации городского округа «Поселок Агинское» № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета гражданина ФИО3 как утратившего основание на получение жилого помещения, незаконным, и отменить, обязать жилищную комиссию при администрации городского округа «Поселок Агинское» восстановить ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10-ти дней со дня его мотивированного изготовления через Агинский районный суд.
Председательствующий судья (подпись) Б.Д. Дармаева
Копия верна
Судья Агинского районного суда Б.Д.Дармаева