Решение от 22 июня 2011 года



Дело № 2 – 240 (2011 года)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011 года п. Агинское

Агинский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего судьи Дармаевой, единолично

с участием: помощника прокурора Агинского района ФИО6,

истца ФИО1,

представителя ответчика и третьего: начальника отдела правового обеспечения и охраны труда администрации муниципального района «Агинский район» ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя органа опеки и попечительства: специалиста Комитета образования администрации муниципального района «Агинский район» ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя третьего лица: главы администрации муниципального образования сельского поселения «Амитхаша» ФИО4, действующей по положению,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Агинского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального района «Агинский район», Правительству Забайкальского края в лице Министерства Финансов Забайкальского края, об обязании предоставить ФИО1 по договору социального найма вне очереди жилое помещение, не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории сельского поселения «Амитхаша»,

у с т а н о в и л:

прокурор Агинского района обратился в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет на иждивении двоих детей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации МР «Агинский район», как нуждающаяся в жилье во внеочередном порядке. Местом жительства ФИО1 является с. Амитхаша. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Агинский район» Забайкальского края и Правительство Забайкальского края предоставить ФИО1 по договору социального найма вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям на территории сельского поселения «Амитхаша».

В судебном заседании помощник прокурора Агинского района ФИО6 поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в нем основаниям и при этом просила суд обязать Правительство Забайкальского края в лице Министерства Забайкальского края направить администрации муниципального района «Агинский район» денежные средства для приобретения жилья ФИО1.

Истец ФИО1 поддержала исковые требования прокурора и при этом пояснила суду, что мать свою не помнит, т.к. ей было 6 лет на момент её смерти, жила с бабушкой, которая тоже умерла, как сирота училась в п.Моготуй в училище, вышла в замуж и приехала в с.Амитхаша, имеет двоих детей, зарегистрирована у родителей мужа, собственного жилья не имеет, ни квартира, ни денежные средства для приобретения жилья ей не выделялись.

Представитель ответчика и третьего лица ФИО2 исковые требования признала частично, полагает, что прокурор не вправе обращаться в суд в защиту интересов ФИО1, т.к. ей исполнилось 24 года. При вынесении решения просит суд учесть, что в соответствии с требованиями ст.86 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у администрации муниципального района исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета субъекта РФ. На 2011 года денежные средства на приобретение жилья детям сиротам поступили и использованы по целевому назначению.

Представитель органа опеки и попечительства ФИО3 просит суд удовлетворить исковые требования прокурора.

Представитель третьего лица: глава администрации муниципального образования сельского поселения «Амитхаша» ФИО4, с исковыми требованиями прокурора согласна и при этом пояснила суду, что истец ФИО1 приехала в 2007 году в с.Амитхаша и встала в очередь на получение жилья как сирота, жилья у неё в собственности нет.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края ФИО7 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В письменном отзыве просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, при этом указала, что ФИО1 вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности. Предоставление жилья детям-сиротам, в том числе ФИО1 является обязанностью органов местного самоуправления.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании не возникло спора о том, что истец ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце записаны со слов матери.

Согласно списка нуждающихся в жилье по Агинскому району на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения.

Согласно представленных доказательств каких-либо жилых помещений в собственности истец не имеет.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Разрешение требования о предоставлении жилой площади данным лицам не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма определены в пункте 3 части 1 статьи 14, статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии с ч.2 ст.7 Закона Забайкальского края -ЗЗК от ДД.ММ.ГГГГ "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.8 вышеуказанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансируются за счет средств бюджета края.

Таким образом, обеспечение ФИО1 жилым помещением является обязанностью администрации муниципального района «Агинский район», при условии финансирования приобретения жилого помещения органом исполнительной власти Забайкальского края или уполномоченным им лицом, за счет предоставляемых бюджету муниципального района субвенций из бюджета края.

Доводы представителя ответчика и третьего лица ФИО2 о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд в защиту интересов ФИО1, суд считает несостоятельными.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требовании прокурора в части обязания администрации муниципального района «Агинский район» Забайкальского края, Правительства Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края предоставить ФИО1 по договору социального найма, вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории сельского поселения «Амитхаша».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Агинского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Агинский район» Забайкальского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма, вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории сельского поселения «Амитхаша» Агинского района.

Обязать Правительство Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Агинский район» на предоставление ФИО1 жилого помещения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Агинский районный суд, в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья (подпись) Б.Д.Дармаева

Копия верна

Судья Агинского районного суда Б.Д.Дармаева