Решение от 24 июня 2011 года



Дело № 2-244 (2011г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 г. п.Агинское

Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Дашиевой Ц.Ц.,

с участием помощника прокурора Агинского района ФИО2

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Агинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Судунтуй» и МП «Судунтуй» об обязании получить разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вести контроль и учет за источниками выбросов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Агинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском кАдминистрации МО СП «Судунтуй» и МП «Судунтуй», в котором просит обязать ответчиков получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вести контроль и учет за источниками выбросов.

При этом указал, что в соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды -земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст.ст. 4, 39 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд: атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В ходе проверки, на предприятии выявлены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (здание котельной школы и спорткомплекса). При проверке установлено, что на предприятии отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу. В нарушение ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха», контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с графиком аналитического контроля и периодичностью, установленной в графике, и учет выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников предприятием не ведется.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала и пояснила, что МП «Судунтуй» осуществляет свою деятельность с грубыми нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, что может привести к загрязнению окружающей природной среды и иным негативным последствиям. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» и гарантированные государством.

Представители ответчиков Администрации МО СП «Судунтуй» и МП «Судунтуй» в судебное заседание не явились, в своем заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

      Заслушав объяснения прокурора, а также исследовав материалы дела – суд находит исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в за­щиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници­пальных образований.

     В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природ­ную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

      Согласно ст. 22 настоящего Федерального закона - в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

      В соответствии со ст. 23 настоящего Федерального закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружаю­щей среды.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферно­го воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ста­ционарным источником допускается на основании разрешения, выданного терри­ториальным органом федерального органа исполнительной власти в области ох­раны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуще­ствляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, кото­рые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, ут­вержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источ­ников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подле­жащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в облас­ти охраны окружающей среды.

Судом установлено, что по сведениям МРИ ФНС по Читинской области и АБАО в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица муниципальное предприятие «Судунтуй» муниципального образования сельское поселение «Судунтуй».

Согласно распоряжения главы администрации муниципального образования сельского поселения «СУдунтуй» от ДД.ММ.ГГГГ за в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», передано имущество муниципального образования сельского поселения «Судунтуй» на баланс муниципальному предприятию «Судунтуй» на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с Уставом муниципального предприятия «Судунтуй» осуществляет следующие виды деятельности: ремонт и обслуживание объектов ЖКХ муниципального образования, санитарную очистку территории села и т.д.

МП «Судунтуй» МО СП «Судунтуй, осуществляет свою деятель­ность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ.

При таких обстоятельствах дела исковые требования прокурора Агинского района подлежат удовлетворению, МП «Судунтуй» и собственник имущества МО СП «Судунтуй» обязаны получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вести контроль и учет за источниками выбросов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Агинского района – удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие «Судунтуй» и администрацию муниципального образования сельское поселение «Судунтуй» Агинского района получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вести контроль и учет за источниками выбросов.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья

Копия верна: Судья Ц.Ц.Дашиева