Дело № 2 – 239 (2011 года) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 августа 2011 года п. Агинское Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Дармаевой, единолично с участием: помощника прокурора Агинского района ФИО8, истца ФИО1, ФИО5 ответчика и третьего: начальника отдела правового обеспечения и охраны труда администрации муниципального района «Агинский район» ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5 органа опеки и попечительства: специалиста Комитета образования администрации муниципального района «Агинский район» ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5 третьего лица: ведущего специалиста администрации сельского поселения «Амитхаша» ФИО4, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Агинского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального района «Агинский район», Правительству Забайкальского края в лице Министерства Финансов Забайкальского края, об обязании предоставить ФИО1 по договору социального найма вне очереди жилое помещение, не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории сельского поселения «Амитхаша», у с т а н о в и л: прокурор Агинского района обратился в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет на иждивении двоих детей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации МР «Агинский район», как нуждающаяся в жилье во внеочередном порядке. Местом жительства ФИО1 является с. Амитхаша. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Агинский район» Забайкальского края и Правительство Забайкальского края предоставить Никифоровой по договору социального найма вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям на территории сельского поселения «Амитхаша». ДД.ММ.ГГГГ прокурор дополнил исковые требования, просил суд обязать администрацию муниципального района «Агинский район», Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края предоставить ФИО7 по договору социального найма вне очереди жилое помещение на территории сельского поселения «Амитхаша». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве надлежащих ответчиков по делу привлечены Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края. В судебном заседании помощник прокурора Агинского района ФИО8 поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в нем основаниям и при этом просила суд обязать администрацию муниципального района «Агинский район» предоставить вне очереди жилье ФИО1, а Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обязать направить администрации муниципального района «Агинский район» денежные средства для приобретения жилья истцу. Истец ФИО1 поддержала исковые требования прокурора и при этом пояснила суду, что после смерти матери втроем остались сиротами, им выделили деньги на приобретение жилья, но дом на праве собственности оформили на старшую сестру. В настоящее время она родила ребенка, живет в квартире с братом, дядей, им стало тесно, лично у ней нет на праве собственности жилья и как сирота она имеет право претендовать на получение жилья вне очереди. Просит суд удовлетворить исковые требования прокурора. ФИО5 ответчика и третьего лица ФИО2 с исковыми требованиями не согласна и при этом пояснила суду, что обязательства по предоставлению жилого дома ФИО1 как сироте выполнены, были выделены денежные средства на приобретение жилья за счет бывшего субъекта Российской Федерации Администрации Агинского Бурятского автономного округа и за счет администрации сельского поселения «Амитхаша». ФИО5 органа опеки и попечительства ФИО3 просит суд удовлетворить исковые требования прокурора. ФИО5 третьего лица ФИО4 с исковыми требованиями прокурора не согласна по основаниям, указанным ФИО5 ответчика ФИО2 ФИО5 Министерства финансов Забайкальского края ФИО9 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В письменном отзыве просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, при этом указала, что ФИО1 вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности. Предоставление жилья детям-сиротам, в том числе ей является обязанностью органов местного самоуправления. ФИО5 края ФИО10 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве просил суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, при этом указал, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального района «Агинский район», возложение обязанности по предоставлению жилого помещения на Правительство Забайкальского края невозможно, т.к. такое возложение не будет соответствовать нормам действующего законодательства. Выслушав стороны, показания свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании не возникло спора о том, что истец ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце записаны со слов матери. Согласно списка нуждающихся в жилье по Агинскому району на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. Согласно представленных доказательств каких-либо жилых помещений в собственности истец не имеет. В соответствии с частями 2, 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами. В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Разрешение требования о предоставлении жилой площади данным лицам не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет. Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма определены в пункте 3 части 1 статьи 14, статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно представленного суду распоряжения Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО11, бывшему опекуну истца, выделены денежные средства в размере 80 тысяч рублей на приобретение жилого дома на состав семьи 3 человека (сироты). Согласно постановления Главы администрации муниципального образования «Амитхаша» от ДД.ММ.ГГГГ № выделены денежные средства в сумме 20000 рублей для приобретения квартиры для семьи – сирот ФИО1. Из представленного суду договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11 приобретен жилой дом с земельным участком, общей площадью 46,2 кв.м., хозяйственных построек и сооружений, гараж, баня, сарай, стайка, теплица, находящийся по адресу: <адрес>, улица 9 января, <адрес>, кВ.1, за 100000 рублей, из которых администрация МО «Амитхаша» оплачивает 20000 рублей, а администрация Агинского Бурятского автономного округа – 80000 рублей. Факт приобретения квартиры не отрицала в судебном заседании и истец ФИО1 Свидетель ФИО12 (ФИО1 ), старшая сестра истца 22 июня с.г. показала суду, что квартира была приобретена на выделенные денежные средства им всем как сиротам, только она оформила право собственности на себя, т.к. была уже взрослая. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора удовлетворению не подлежит, т.к. истец ФИО1 реализовала свое право как сирота на получение жилья вне очереди, бывший субъект Российской Федерации – Администрация Агинского Бурятского автономного округа выполнила обязательства, возложенные на неё законом о детях-сиротах. Кроме того, суду представлена справка Агинского отдела Министерства социальной защиты Забайкальского края, из которого следует, что брат истца ФИО13 состоит в федеральном реестре на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенных доказательств, суд приходит к выводу, что истец ФИО1 имеет право претендовать на получение жилья от органов местного самоуправления по иным основаниям, а не как сирота. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований прокурора Агинского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального района «Агинский район», Правительству Забайкальского края в лице Министерства Финансов Забайкальского края, об обязании предоставить ФИО15 по договору социального найма вне очереди жилое помещение, не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории сельского поселения «Амитхаша», отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Агинский районный суд, в течение 10 дней со дня его мотивированного изготовления. Председательствующий судья (подпись) Б.Д.Дармаева Копия верна Судья Агинского районного суда Б.Д.Дармаева