Решение от 24 июня 2011 года



Дело № 2-244 (2011г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 г. п.Агинское

Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Дашиевой Ц.Ц.,

с участием помощника прокурора Агинского района ФИО2

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Агинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Сахюрта» и МП «Сахюрта» об обязании получить разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вести контроль и учет за источниками выбросов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Агинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском кАдминистрации МО СП «Сахюрта» и МП «Сахюрта», в котором просит обязать ответчиков получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вести контроль и учет за источниками выбросов.

При этом указал, что в соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды -земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст.ст. 4, 39 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд: атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В ходе проверки, на предприятии выявлены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (здание котельной школы и спорткомплекса). При проверке установлено, что на предприятии отсутствует разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу. В нарушение ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха», контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу в соответствии с графиком аналитического контроля и периодичностью, установленной в графике, и учет выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников предприятием не ведется.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала и пояснила, что МП «Сахюрта» осуществляет свою деятельность с грубыми нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, что может привести к загрязнению окружающей природной среды и иным негативным последствиям. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» и гарантированные государством.

Представители ответчиков Администрации МО СП «Сахюрта» и МП «Сахюрта» в судебное заседание не явились, в своем заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

      Заслушав объяснения прокурора, а также исследовав материалы дела – суд находит исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в за­щиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муници­пальных образований.

     В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природ­ную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

      Согласно ст. 22 настоящего Федерального закона - в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

      В соответствии со ст. 23 настоящего Федерального закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружаю­щей среды.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферно­го воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ста­ционарным источником допускается на основании разрешения, выданного терри­ториальным органом федерального органа исполнительной власти в области ох­раны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуще­ствляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, кото­рые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, ут­вержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источ­ников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подле­жащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в облас­ти охраны окружающей среды.

Судом установлено, что по сведениям МРИ ФНС по Читинской области и АБАО в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица муниципальное предприятие «Сахюрта» муниципального образования сельское поселение «Сахюрта».

Согласно постановления главы администрации муниципального образования сельского поселения «Сахюрта» от ДД.ММ.ГГГГ за передано имущество муниципального образования сельского поселения «Сахюрта» на баланс муниципальному предприятию «Сахюрта» на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с Уставом муниципального предприятия «Сахюрта» осуществляет следующие виды деятельности: ремонт и обслуживание объектов ЖКХ муниципального образования, санитарную очистку территории села и т.д.

МП «Сахюрта» МО СП «Сахюрта», осуществляет свою деятель­ность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ.

При таких обстоятельствах дела исковые требования прокурора Агинского района подлежат удовлетворению, МП «Сахюрта» и собственник имущества МО СП «Сахюрта» обязаны получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вести контроль и учет за источниками выбросов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Агинского района – удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие «Сахюрта» и администрацию муниципального образования сельское поселение «Сахюрта» Агинского района получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вести контроль и учет за источниками выбросов.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Ц.Ц.Дашиева