Решение от 29 декабря 2011 года



Дело № 2-671 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2011 года пос. Агинское

Агинский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего судьи Дармаевой Б.Д., единолично

с участием истца –Болотовой ФИО1,

представителя истца Болотовой ФИО2, действующей по устному соглашению,

представителя ответчика: юриста администрации городского округа «Поселок Агинское» Жигжитжаповой ФИО3, действующей по доверенности от 19 сентября 2011 года,

при секретаре Цыденжаповой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявление Болотовой ФИО4 к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, администрации городского округа «Поселок Агинское» об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Болотова Т.Б. обратилась в суд, с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что она как инвалид детства была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании решения жилищной комиссии при администрации городского округа «Поселок Агинское» №8 от 15.09.2004 года. С 01 декабря 2000 года была прописана по адресу: <адрес> с 29 марта 2011 года по 28 сентября 2011 года была прописана по адресу: <адрес> На этом основании Министерство социальной защиты населения Забайкальского края издало приказ № 1385 от 18.10.2011 года, согласно которого, ей было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в связи с выезда на место жительства в другое место. Просит суд, признать приказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края № 1385 от 18.10.2011 года незаконным и обязать Министерство предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании истец Болотова Т.Б. поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям.

Представитель истца Болотова Д.Д. пояснила суду, что с 13 лет дочь ФИО5 признана инвалидом, с 2004 года она состоит на учете на получение жилья в администрации городского округа «Поселок Агинское». В 2011 году были вынуждены вместе с дочерью выехать в с.Дульдургу, чтобы ухаживать за престарелой бабушкой. Дочь в силу своего здоровья нуждается в постороннем уходе и медицинском наблюдении, поэтому она сняла дочь с регистрационного учета в п.Агинское и прописала её в с.Дульдурга у брата, чтобы бесплатно получать медицинскую помощь. В сентябре с.г. вновь прописались у себя дома в п.Агинское.

Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит суд в иске отказать.

Представитель соответчика Жигжитжапова Ю.Б. пояснила суду, что в соответствии со ст.56 ЖК РФ истец подлежала снятию с очереди на получение жилья, но она не снята с учета. Решение вопроса об удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).

В судебном заседании установлено, что истец является инвалидом детства и решением жилищной комиссии при администрации МО «Агинское» за №8 от 08.09.2004 года включена в список нуждающихся в жилом помещении.

В силу ст. 2 Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае" право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют граждане, проживающие в Забайкальском крае, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 года «О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае»» принят Порядок ведения органами местного самоуправления учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако, приказом Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Министерства от 18 октября 2011 года №1385 Болотовой Т.Б. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан за счет средств федерального бюджета как инвалиду, при этом Министерство исходило из того, что истец была с 29 марта 2009 года по 28 сентября 20011 года зарегистрирована в <адрес> статьи 56 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда место жительства в другое муниципальное образование.

Приказ Министерства социальный защиты населения Забайкальского края от 18 октября 2011 года за №1385 суд считает нарушающим конституционное право граждан на получение жилья.

Органы государственной власти субъекта, на которые возложены обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обязаны действовать в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и лишь в установленном законом порядке вправе ставить под сомнение деятельность органов местного самоуправления, которыми осуществляется учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии при администрации МО «Агинское» от 15.09.2004 года истец поставлена на очередь на получение жилья и это решение не отменено и не оспорено.

Таким образом, Болотова Т.Б. является гражданином, нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, отказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалиду Болотовой Т.Б. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, является неправомерным.

Суд учитывает, что истец Болотова Т.Б. была зарегистрирована в течение полгода в с.Дульдурга Дульдургинского района.

Но, в силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Согласно ч.4 ст.1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных законных основаниях, предусмотренных законодательством.

В силу ч.2 ст.6 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодека Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части..

По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г.

Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Согласно п. 5 ч.1 ст.2 Закона Забайкальского края №106-ЗЗК от 29.12.2008 года «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Забайкальском крае» право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, проживающие в Забайкальском крае, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года.

В судебном заседании установлено, что истец Болотова Т.Б. за пределы Забайкальского края не выезжала, встала на учет как лицо, нуждающееся в получении жилья до 01 января 2005 года, и у истца нет в собственности или по договору социального найма жилья на территории Дульдургинского района и поселка Агинское.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Болотовой ФИО6 удовлетворить.

Признать решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 18 октября 2011 года об отказе Болотовой ФИО7 в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным и обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Болотовой ФИО8 за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение в собственность жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда течение 10-ти дней со дня его вынесения через Агинский районный суд.

Председательствующий судья Б.Д.Дармаева