Дело № 2-282 (2012 год) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 мая 2012 года п. Агинское Агинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Дармаевой Б.Д., единолично с участием представителя истца - помощника прокурора Агинского района Забайкальского края Мункуевой С.Ц., представителя ответчика – заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» 3 категории городского округа «Поселок Агинское» Базарсадаевой ФИО7, действующей по положению, представителя третьего лица: начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе Ракшаевой ФИО8, действующей по доверенности №36 от 11 января 2011 года, при секретаре Цыденжаповой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Агинского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на МДОУ «Агинский детский сад «Родничок» составить примерное 2 недельное или 10-дневное меню и согласовать его с ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе, установил: прокурор Агинского района, действующий на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства об образовании в части организации питания воспитанников, а именно установлено, что при организации общественного питания для обслуживания воспитанников не соблюдены требования санитарных правил, которые создают опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, что влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, в том числе детей, ежедневно посещающих общеобразовательное учреждение. По информации ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в АБО, МДОУ «Агинский детский сад «Родничок» не согласовал примерное 10-дневное меню, что является нарушением требований п.6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 №45. В соответствии со ст.9 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" №124-ФЗ от 24.07.1998, при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666, организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение. Согласно ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню, а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд. Просит суд, обязать ответчика составить примерное 2 недельное или 10-дневное меню и согласовать его с ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в АБО. Определением суда от 20 апреля 2012 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе. В судебном заседании помощник прокурора Агинского района Мункуева С.Ц. не поддержала исковые требования. Представитель ответчика Базарсадаева Ц.Д. с исковыми требованиями прокурора не согласна и при этом пояснила суду, что в соответствии с действующим СанПин на детские дошкольные учреждения не возложена обязанность согласовывать примерное меню с органами Роспотребнадзора. Фактически меню в дошкольном образовательном учреждении разработано в соответствии с требованиями нового СанПина. Органы Роспотребнадзора ежегодно участвуют в комиссии по приемке готовности учреждения к новому учебному году, претензий по поводу не составления 2-х недельного меню не предъявляли, хотя меню было представлено на проверку. Органы прокуратуры в дошкольном учреждении проверку не проводили по данному вопросу. Представитель третьего лица Ракшаева Б.З. с иском не согласна и при этом пояснила суду, что исковое заявление прокурором предъявлено необоснованно, на детские дошкольные учреждения не возложена обязанность согласовывать меню с Управлением Роспотребнадзоора. Представленную Управлением Роспотребнадзора информацию органы прокуратуры не проверили и при этом сослались на нормативный акт, не регулирующий деятельность дошкольных учреждений по организации питания. Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы гражданского дела, представленные сторонами в ходе судебного разбирательства доказательства, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 названного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (в ред. от 20.12.2010) утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" ( СанПиН 2.4.1.2660-10), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы, в том числе и питания в дошкольных организациях. В главе ХVI СанПиН 2.4.1.2660-10 установлены требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста, при этом указано, что ассортимент вырабатываемых на пищеблоке готовых блюд и кулинарных изделий определяется с учетом набора помещений, обеспечения технологическим, холодильным оборудованием. Питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии (таблица 4). При организации питания детей и составления примерного двухнедельного меню необходимо руководствоваться рекомендуемым среднесуточным набором продуктов питания настоящих санитарных правил ( Приложение 6, таблица 1), с учетом возраста детей и времени их пребывания в дошкольной организации. В пункте 16.8 настоящего СанПиНа указано, что в каждом учреждении должно быть примерное меню, рассчитанное не менее чем на 2 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в ДО для двух возрастных категорий: для детей с 1 года до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет (Приложение 6 настоящих санитарных правил). При составлении меню и расчетов калорийности необходимо соблюдать оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), которое должно составлять 1:1:4 соответственно. При составлении меню следует учитывать национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей. Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов представлен в Приложении 8 настоящих санитарных правил. В соответствии с п. 16.10 СанПиН примерное меню должно содержать информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации. Обязательно приводят ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном цикличном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни. Ежедневно в меню должны быть включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыбу, сыр, яйцо и другие) - 2 - 3 раза в неделю. Анализ приведенных правовых норм прямой обязанности для дошкольного образовательного учреждения по согласованию меню с Управлением Роспотребнадзора не предусматривают. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными правовыми актами. В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или Доводы представителя ответчика, что в дошкольном учреждении разработано меню в соответствии с новыми требованиями СанПина, истцом не опровергнуты. Представителем ответчика суду представлен Акт проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к новому 2011-2012 учебному году от 28 июня 2011 года, утвержденного комиссией, в состав которой входила заместитель руководителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе Жанчипова Ц.Д., при этом со стороны последней замечаний к детскому учреждению не заявлено, примерное цикличное 10-дневное меню, утвержденное заведующей МДОУ Базарсадаевой Ц.Д. 01 декабря 2011 года,. Из представленной суду информации Управления Роспотребнадзора следует, что в данном детском учреждении с 14 февраля по 14 марта 2012 года проводилась проверка, меню утвержденное заведующей на момент проверки имелось, а исковое заявление прокурора поступило в суд 02 апреля с.г. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Из представленного суду Устава дошкольного образовательного учреждения и свидетельства о постановке на налоговый учет следует, что полное наименование дошкольного учреждения : Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» 3 категории городского округа «Поселок Агинское», а не так как указано в исковом заявлении прокурора. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурора Агинского района обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» 3 категории городского округа «Поселок Агинское», составить примерное 2 недельное или 10 – дневного меню и согласовать с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе, отказать. На решение может быть подано апелляционное представление или жалоба в Забайкальский краевой суд через Агинский районный суд в течение месяца дней со дня его мотивированного изготовления. Председательствующий судья (подпись) Б.Д. Дармаева Копия верна Судья Агинского районного суда Б.Д.Дармаева