Дело № 2-291 (2012 год) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 мая 2012 года п. Агинское Агинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Дармаевой Б.Д., единолично с участием представителя истца - помощника прокурора Агинского района Забайкальского края Дугаровой Н.П., представителя ответчика – директора муниципального общеобразовательного учреждения «Челутайская средняя общеобразовательная школа» Базаргуруева ФИО8, действующего на основании прав по должности, представителя третьего лица: начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе Ракшаевой ФИО9, действующей по доверенности №36 от 11 января 2011 года, представителя третьего лица: начальника отдела по охране прав детства комитета образования администрации муниципального района «Агинский район» Цыбикжаповой ФИО10, действующей по доверенности №122 от 15 мая 2012 года, при секретаре Цыденжаповой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Агинского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на МОУ «Челутайская средняя общеобразовательная школа» составить примерное 2 недельное или 10-дневное меню и согласовать его с ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе, установил: прокурор Агинского района, действующий на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства об образовании в части организации питания воспитанников, а именно установлено, что при организации общественного питания для обслуживания воспитанников не соблюдены требования санитарных правил, которые создают опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, что влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, в том числе детей, ежедневно посещающих общеобразовательное учреждение. По информации ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в АБО, МБОУ "Челутайская средняя общеобразовательная школа" не согласовала примерное 10-дневное меню, что является нарушением требований п.6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45. Просит суд, обязать ответчика составить примерное 2 недельное или 10-дневное меню и согласовать его с ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в АБО. Определением суда от 19 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе. Определением суда от 26 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Комитет образования администрация муниципального района «Агинский район». В судебном заседании помощник прокурора Агинского района Дугарова Н.П.не поддержала заявленные исковые требования прокурора. Представитель ответчика Базаргуруев Ж.Б. исковые требования не признал и суду пояснил, что в соответствии с требованиями действующего СанПин в октябре 2009 года утверждено и согласовано примерное меню. Представитель третьего лица Ракшаева Б.З. не согласна с иском прокурора, и при этом суду пояснила, что в общеобразовательных учреждениях имеется разработанное, утвержденное и согласованное меню, обязанности ежегодно утверждать и согласовывать примерное меню на общеобразовательные учреждения не возложено, при направлении информации в прокуратуру района произошла техническая ошибка. Представитель третьего лица Цыбикжапова А.Б. не согласна с иском прокурора, и при этом суду пояснила, что обязанности ежегодно утверждать и согласовывать примерное меню на общеобразовательные учреждения не возложено. Выслушав стороны, представителей третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, представленные сторонами в ходе судебного разбирательства доказательства, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему. Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права, присуждение к исполнению обязанности в натуре. В силу ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»» предусматривает в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, осуществлять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений; также образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, нарушения их прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» от 30 марта 1999 года (в редакции федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; Согласно Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. Согласно ч. 1,2 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (СанПиН 2.4.5.2409-08), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в образовательных учреждениях. Пунктом 6.4. данного СанПин предусмотрено, что для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (приложение 2 настоящих санитарных правил), а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд. Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. (п. 6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08). В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или Из представленных суду стороной ответчика письменных доказательств следует, что примерное меню разработано, утверждено руководителем образовательного учреждения 06.11.2009 года и согласовано с начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе Ракшаевой Б.З. 14 декабря 2009 года Из представленной суду информации Управления Роспотребнадзора следует, что в данном общеобразовательном учреждении с 26 февраля по 07 марта 2008 года проведена проверка, нарушений по меню нет. Действующий СанПин не содержит прямой обязанности для ежегодного утверждения и согласования примерного меню для образовательных учреждений. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными правовыми актами. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурора Агинского района обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Челутайская средняя общеобразовательная школа» составить примерное 2 недельное или 10 – дневное меню и согласовать с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в Агинском Бурятском округе, отказать. На решение может быть подано апелляционное представление или жалоба в Забайкальский краевой суд через Агинский районный суд в течение месяца дней со дня его вынесения. Председательствующий судья Б.Д. Дармаева