Дело № 2-890/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года город Агидель
Агидельский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи ГАЛЕЕВА Н.Г.,
при секретаре ГАЗИЕВОЙ З.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУХАЯРОВОЙ РИТЫ ТАХАВИЕВНЫ к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан о признании отказа в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Мухаярова Р.Т. обратилась в Агидельский городской суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан об отмене решения комиссии по назначению пенсии, указывая на то, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, комиссия неправомерно исключила из её специального стажа периоды её нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периоды её нахождения на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании истец просит удовлетворить иск, обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан включить в её специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ..., периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с ....
Представитель Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан Ахмерова Ф.М. иск не признает, поясняет, что правовых оснований для включения в специальный стаж Мухаяровой Р.Т. спорных периодов не имеется. Стаж на дату подачи заявления составляет ....
Выслушав истца, представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 39 Конституции РФ Мухаярова Р.Т. имеет право на пенсионное обеспечение по возрасту, в том числе и на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С 01 января 2002 года назначение трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.п. 11 п.1 ст. 28 указанного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 4 п. 2 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Конституционный Суд РФ 29 января 2004 года вынес Постановление № 2-П, в котором высказал свою позицию, суть ее сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, возможно применение законодательства, действующего на момент выполнения работы.
Отказывая во включении в специальный стаж Мухаяровой Р.Т. период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ..., периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с ..., орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил её в пенсионных правах, поставив в неравные права с другими категориями граждан.
В силу ст. 167 КЗоТ РСФСР, кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Возможность зачета в льготный стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет была исключена только после вступления 06 октября 1992 года в силу Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности.
Отказ пенсионного органа во включении в стаж лечебной деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии Мухаяровой Р.Т. периода её нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд считает необоснованным.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Отказ пенсионного органа во включении в стаж лечебной деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии Мухаяровой Р.Т. периодов её нахождения на курсах повышения квалификации, суд считает необоснованным.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения Мухаяровой Р.Т. в отпуске по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
С учетом включения спорных периодов в льготном исчислении, стаж педагогической деятельности истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составляет более 30 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск МУХАЯРОВОЙ РИТЫ ТАХАВИЕВНЫ к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан об отмене решения комиссии по назначению пенсии № 30 от 24 ноября 2010 года в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периода её нахождения в отпуске по уходу за ребенком и периодов её нахождения на курсах повышения квалификации удовлетворить.
Обязать Государственное учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан включить в специальный стаж МУХАЯРОВОЙ РИТЫ ТАХАВИЕВНЫ для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ..., периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с 27 ....
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан, назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня подачи заявления, с 15 ноября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья: Н.Г.Решение не вступило в законную силуВ