РЕШЕНИЕ № 2-153/2011



Дело 2-153/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Агидель 15 марта 2011 года

Агидельский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи ГАЛЕЕВА М.А.,

при секретаре АХИЯРОВОЙ Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсуповой Г.Ш. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Агидель о признании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии незаконным, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости

У С Т А Н О В И Л:

Юсупова Г.Ш. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Агидель о признании решения об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указывая на то, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УПФР в г. Агидель неправомерно исключило из стажа <данные изъяты>

В судебном заседании истица поддерживает исковые требования, пояснила, период её работы с <данные изъяты> год в должностях заведующей Кузговским фельдшерским пунктом, акушерки в Ново-Кабановской больнице, УПФР в Г. Агидель включило в специальный стаж, однако при льготном исчислении специального стажа, были исключены периоды нахождения её на больничном дородовом и послеродовом с <данные изъяты>, в отпуске по уходу за ребёнком с <данные изъяты> года, то есть применило льготное исчисление стажа, дающее право на досрочное назначение пенсии по старости только на период с <данные изъяты> года. УПФР в г. Агидель при вынесении решения не учло, что нахождение её на больничном дородовом и послеродовом, также в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет, должно быть включено в её стаж работы, также должно быть включено и на льготное исчисление стажа, потому что в это время она работала в сельской местности и не увольнялась с работы. Неправомерно не включены в специальный стаж периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с общим периодом 2 месяца 16 дней.

Истица просит обязать УПФР в г. Агидель назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Агидель РБ Ахмерова Ф.М. иск не признает, пояснила, что согласно ст. 28 подпункта 10 пункта 1 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность. Стаж лечебной или иной деятельности Юсуповой Г.Ш. на момент обращения 15 ноября 2010 года за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной или иной деятельностью менее 30 лет. Период нахождения на курсах повышения квалификации не может включаться в стаж лечебной деятельности, так как пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в специальный стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной трудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков. Правовых оснований для включения периодов нахождения на курсах повышения квалификаций в специальный стаж в льготном исчислении не имеется. Согласно справке № 10 от 10 февраля 2009 года в период работы заведующей Кузговским фельдшерским пунктом и акушеркой в Ново-Кабановской сельской больнице Юсупова Г.Ш. с <данные изъяты> года находилась на больничном по беременности и родам, а в период с <данные изъяты> года она находилась в отпуске по уходу за ребёнком. Пунктом 5 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, установлено, что при исчислении стажа лечебной деятельности в должностях в учреждениях один год работы в сельской местности или посёлке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца. В период работы Юсуповой Г.Ш. с 9 ноября 1982 года по 9 марта 1986 года работа осуществлялась только продолжительностью 1 год 8 месяцев и 4 дня, соответственно и льготное исчисление применяется к данной продолжительности работы. Периоды нахождения Юсуповой на больничном по беременности и родам, нахождение в отпуске по уходу за ребёнком, засчитываются в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении, так как льготное исчисление применяется только на периоды работы.

Выслушав объяснения истицы, представителя УПФР в г. Агидель, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска.

В силу ст. 39 Конституции РФ Юсупова Г.Ш. имеет право на пенсионное обеспечение по возрасту, в том числе на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С 1 января 2002 года назначение трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно подпункту 11 п. 1 ст. 28 указанного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа, независимо от их возраста.

До вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, без каких либо ограничений.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности.

В судебном заседании установлено, что Юсуповой Г.Ш. периоды нахождения её на больничном по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком в период работы её заведующей Кузговским фельдшерским пунктом, акушеркой Ново-Кабановской больницы включены в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако льготное исчисление периодов нахождения на больничном и в отпуске по уходу за ребёнком не применено.

Согласно действовавшему в период нахождения Юсуповой Г.Ш. в отпуске по уходу за ребёнком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профсоюзов от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 «Время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию в льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлен такой отпуск. Период нахождения в отпуске Юсуповой Г.Ш. по беременности и родам также является периодом работы, так как сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд.

Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребёнком были предоставлены Юсуповой в период её работы в должностях заведующей Кузговским фельдшерским пунктом и акушеркой в Ново-Кабановской больнице с <данные изъяты> года, дающей ей право на досрочное назначение пенсии по старости, поэтому эти периоды должны быть включены в специальный стаж Юсуповой Г.Ш. на льготных условиях, то есть 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Истица просит обязать включить период работы с <данные изъяты> года в льготном исчислении, установив данный срок работы в льготном исчислении 4 года 29 дней. Суд удовлетворяет требование в пределах, указанных истицей в исковом заявлении и подтверждённых в судебном заседании.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от основной работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионной фонд РФ. В период нахождения на курсах квалификации работник продолжает осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации.

Таким образом, периоды нахождения Юсуповой Г.Ш. на курсах по повышению квалификации сроком 2 месяца 16 дней должны включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно решению УПФ РФ в г. Агидель об отказе в установлении пенсии от 24 ноября 2010 года, стаж лечебной и иной деятельности для назначения пенсии Юсуповой Г.Ш. составляет <данные изъяты> день. С учетом включения в стаж лечебной и иной деятельности Юсуповой Г.Ш., периодов нахождения её на курсах повышения квалификации, нахождение её в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребёнком в льготном исчислении, специальный трудовой стаж её лечебной и иной деятельности будет составлять более <данные изъяты> лет, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, поэтому необходимо удовлетворить её требование о назначении пенсии с 15 ноября 2010 года, то есть с момента обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение № 29 от 24 ноября 2010 года ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Агидель об отказе Юсуповой Г.Ш. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Агидель включить в специальный трудовой стаж Юсуповой Г.Ш. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью периоды работы в должностях заведующей Кузговским фельдшерским пунктом и акушеркой Ново-Кабановской сельской больнице с <данные изъяты> года в льготном исчислении - 4 года 29 дней, периоды нахождения на курсах повышения квалификации - 2 месяца 16 дней.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Агидель назначить Юсуповой Галиме Шайгардановне трудовую пенсию по старости со дня подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, то есть с 15 ноября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: М.А.Галеев