Дело № 2-487-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 октября 2011 года город Агидель Агидельский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи ГАЛЕЕВА Н.Г., при секретаре ГАЗИЕВОЙ З.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ШАЙДУЛЛИНОЙ О.К. к Администрации городского округа город Агидель о предоставлении муниципального жилья, УСТАНОВИЛ: Шайдуллина О.К. обратилась в Агидельский городской суд с иском к Администрации городского округа город Агидель о предоставлении муниципального жилья, указывая на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать умерла, а отец решением суда лишен родительских прав отношении дочери. Формой устройства её на тот момент было избрано помещение в детский дом с закреплением жилья до достижения 18 летнего возраста. В судебном заседании представитель истца Х. (доверенность ДД.ММ.ГГГГ) поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель Администрации городского округа город Агидель И. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признает, считает, что за истцом имеется закрепленное жилье, и что о своих правах истец заявила только в ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Министерства финансов Российской Федерации Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) на судебное заседание не явилась о месте и времени судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, в ранее направленном в суд отзыве на исковые требования, пояснила, что финансирование расходов по предоставлению администрациями городских округов РБ жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета РБ на капитальные вложения. Представитель Министерства образования Республики Башкортостан Т. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) на судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в ранее представленном суду отзыве на иск, просил отказать в удовлетворении требований Шайдуллиной О.К., мотивируя тем, что за истцом сохраняется жилое помещение по адресу: <адрес> Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Шайдуллина О.К. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её отец – лишен родительских прав в отношении дочери (<данные изъяты>), а мать умерла ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Постановлением органа опеки и попечительства при Новоузеньском ГОРОНО от ДД.ММ.ГГГГ формой устройства для несовершеннолетней Шайдуллиной О.К. на тот момент было избрано помещение её в детский дом. Решением Новоузенского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Шайдуллина О.К. была определена в Детский дом, за ней было сохранена жилплощадь по адресу: <адрес>. Согласно справки Детского дома № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Шайдуллина О.К., ДД.ММ.ГГГГ, действительно воспитывалась в Детском доме № <данные изъяты> на полном гособеспечении с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент рассмотрения дела у Шайдуллиной О.К. отсутствуют жилые помещения на праве собственности либо на ином праве, что подтверждается сведениями отдела по городу Агидель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Территориального участка города Агидель Нефтекамского межрайонного филиала ГУП БТИ Республики Башкортостан. Судом не установлено, доказательств обратного не представлено, что за истцом сохраняется право на какое- то жилое помещения. Одновременно с этим судом установлено, что жилое помещение, где истец на момент рассмотрения дела проживает, является арендуемым, проживание в таком жилом помещении носит временный характер. Изложенные выше обстоятельства установлены судом, подтверждаются пояснениями истца, материалами дела. Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является сиротой, лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится. Истец признана нуждающейся в жилом помещении по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, однако на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена. Следовательно, исковые требования являются правомерными. Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Республики Башкортостан, как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Республики Башкортостан, исполнение которого возложено на Правительство Республики Башкортостан, а администрация городского округа город Агидель, которой Правительством Республики Башкортостан делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств. Согласно п.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот. Решением Совета городского округа город Агидель учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Агидель, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилой площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не более <данные изъяты> метров общей площади на одного человека. Доводы представителей Министерства народного образования и администрации городского округа город Агидель, о том, что истцом закреплено жилое помещение, суд считает несостоятельными. Жилое помещение по адресу: <адрес>, было сохранено за истцом до достижения ею совершеннолетия, то есть ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в профессиональном лицее № города <данные изъяты> и после распада СССР практический не могла выехать в Казахстан для отстаивания своих прав на жильё. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилищных условиях (в категории сирота) Шайдуллина О.К. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, после того как истек срок, в течение которого за ней было сохранено жилое помещение, и до достижения ею 23 лет. Согласно визы на заявлении, она была поставлена в льготную очередь. По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Суд считает, что действия заявителя не являются препятствием для её признания нуждающейся в жилом помещении. Её вины в том, что за ней жильё не сохранилось, нет. Таким образом, на администрацию городского округа город Агидель должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Республики Башкортостан из бюджета на эти цели, предоставить Шайдуллиной О.К. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> в черте городского округа город Агидель. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию городского округа город Агидель за счет средств выделенных правительством Республики Башкортостан из бюджета на эти цели, предоставить ШАЙДУЛЛИНОЙ О.К. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> в черте городского округа город Агидель. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней. Судья: Н.Г.ГАЛЕЕВ СОГЛАСОВАНО ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СУДА М.А. ГАЛЕЕВ
Согласно справки «Департамента юстиции Мангистауской области» от ДД.ММ.ГГГГ у Шайдуллиной О.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, недвижимое имущество отсутствует. В настоящее время прав на указанную жилплощадь она не имеет.