Решение № 2-337/2012 по иску Мухаметшиной Х. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Агидель об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконной, о признании право на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-337-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2012 года                                                                                                   город Агидель

      Агидельский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи ГАЛЕЕВА Н.Г.,

при секретаре ГАЗИЕВОЙ З.Г.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУХАМЕТШИНОЙ Х к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан о признании отказа в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

      Мухаметшина Х.В. обратилась в Агидельский городской суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан о признании решения комиссии по назначению пенсии незаконным, указывая на то, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, комиссия неправомерно исключила из её педагогического стажа период <данные изъяты>

       В судебном заседании истец просит удовлетворить иск, указывает, что данные периоды должны быть включены в льготный стаж.

      Представитель Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан Ахмерова Ф.М. иск не признает, поясняет, что период обучения в Свердловском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1986 года по 25 июня 1991 года не может быть включен в стаж дающий право на льготную пенсию по нормам постановления Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года.

       Выслушав истца, представителя Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

       В силу ст. 39 Конституции РФ Мухаметшина Х.В. имеет право на пенсионное обеспечение по возрасту, в том числе и на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С 01 января 2002 года назначение трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.п.10 п.1 ст. 28 указанного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

      Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

      Отказывая во включении в специальный стаж Мухаметшиной Х.В. период обучения в Свердловском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1986 года по            25 июня 1991 года по очной форме, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил её в пенсионных правах, поставив в неравные права с другими категориями граждан. Указанный период не включен в педагогический стаж необоснованно.

      Конституционный Суд РФ 29 января 2004 года вынес Постановление № 2-П, в котором высказал свою позицию, суть ее сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, возможно применение законодательства, действующего на момент выполнения работы.

      До 01 октября 1993 года действовало Постановление Совета Министров СССР от               17 декабря 1959 года № 1397, согласно которого время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему предшествовало, и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, должно включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Истец согласно трудовой книжки, обучалась в Свердловском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1986 года по            01 июля 1991 года.

      Отказ пенсионного органа во включении в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода обучения Мухаметшиной Х.В. в Свердловском государственном педагогическом институте является необоснованным, нарушающим её права на досрочную пенсию. Суд считает необходимым включить в специальный стаж данный период.

      Отказывая во включении в специальный стаж Мухаметшиной Х.В. период работы в должности логопеда-дефектолога в начальной школе - детском саду № 3 города Агидель с 13 января 1995 года по 11 сентября 2000 года, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил её в пенсионных правах, поставив в неравные права с другими категориями граждан. Указанный период не включен в педагогический стаж необоснованно.

      Свой отказ Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан мотивировал, тем, что ни в одном из списков № 453 от 06 сентября 1991 года, № 1067 от 22 сентября 1999 года, № 781 от 29 октября 2002 года, должность логопед-дефектолог не значится, а истец в указанный период согласно архивной справки состояла на должности логопеда дефектолога.

      Основным документом для определения стажа педагогической работы для Мухаметшиной Х.В. является трудовая книжка. Исправления, внесенные в трудовую книжку истца в установленном порядке оговорены, записи без помарок, она заполнялась в соответствии требований инструкции по ведению трудовой книжки.

      В трудовой книжке ОТ-I № 0661423 от 18 мая 1984 года, выданной на имя Мухаметшиной Халимы Венеровны, 22 апреля 1962 года рождения, имеются записи № 10 от 13 января 1995 года «Принята в ш/с № 3 в качестве логопеда-дефектолога. Приказ № 59 от 12 января 1995 года. Запись № 10 считать недействительной», № 11 от 13 января             1995 года «Принята в начальную школу детский сад № 3 логопедом (сверху слова «логопедом» добавлена запись «учителем» Приказ № 59 от 12 января 1995 года», № 12 от 11 сентября 2000 года «Уволена в порядке перевода по согласию сторон в детский сад               № 5. Приказ № 12 от 01 сентября 2000 года».

      На основе Квалификационной характеристики должностей «Учитель-дефектолог, учитель-логопед, (логопед)» включенных в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н, разработана должностная инструкция учителя-логопеда/дефектолога. Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания. Согласно данной инструкции учитель-логопед/дефектолог относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня. На должность учителя-логопеда/дефектолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. Учитель-логопед/дефектолог:

проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий,

участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

реализует образовательные программы.

      Требования, изложенные в данной должностной инструкции учителя логопеда/дефектолога, соответствуют требованиям, изложенным в должностной инструкции логопеда-дефектолога, истребованного из отдела образования Администрации городского округа город Агидель.

На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии действовал «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ № 781 от             29 октября 2002 года. В разделе «Наименование должностей» указано «логопед» и «учитель-логопед», «учитель-дефектолог» в разделе «Наименование учреждений» - «детские сады всех наименований».

      Суд считает, что должности предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичные должности, имевшие ранее иные наименования, должность истицы, (должности учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель логопед/дефектолог, логопед-дефектолог - тождественны а также тождественны выполняемая педагогическая работа по этим должностям. Истец выполняла работу учителя логопеда.

      Отказ пенсионного органа во включении в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы Мухаметшиной Х.В. в должности логопеда-дефектолога в начальной школе - детском саду № 3 города Агидель является необоснованным, нарушающим её права на досрочную пенсию. Суд считает необходимым включить в специальный стаж данный период.

      Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

      В соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

      Отказ пенсионного органа во включении в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии Мухаметшиной Х.В. периодов её нахождения на курсах повышения квалификации, суд считает необоснованным.

      Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды работы Мухаметшиной Х.В в должности логопеда-дефектолога в начальной школе - детском саду № 3 города Агидель с 13 января 1995 года по 11 сентября 2000 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07 октября 2002 года по 17 октября 2002 года, с 25 ноября 2007 года по 06 декабря 2007 года, период обучения в Свердловском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1986 года по 25 июня 1991 года, подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

      С учетом указанных периодов трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии истца превышает 25 лет.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Удовлетворить иск МУХАМЕТШИНОЙ Х к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан об установлении досрочной трудовой пенсии по старости.

      Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан включить в специальный стаж МУХАМЕТШИНОЙ Х для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью:

период обучения в Свердловском государственном педагогическом институте с             01 сентября 1986 года по 25 июня 1991 года,

период работы в должности логопеда-дефектолога в начальной школе - детском саду № 3 города Агидель с 13 января 1995 года по 11 сентября 2000 года,

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07 октября 2002 года по 17 октября 2002 года, с 25 ноября 2007 года по 06 декабря 2007 года.

      Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Агидель Республики Башкортостан, назначить МУХАМЕТШИНОЙ Х досрочную трудовую пенсию со дня подачи заявления, с                    13 марта 2012 года.

      Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья: подпись.

Копия верна.

                                        

Судья:                                                                                                                  Н.Г.ГАЛЕЕВ