Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ а. Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд КЧР в составе:
председательствующего судьи Матакаева А-Г.И.,
при секретаре Шебзуховой С.Х.,
с участием истца Канкошева Р.Я.,
представителя ответчика- заместителя главы Старо-Кувинского сельского поселения Ниппа А.А., участвующей по доверенности ДД.ММ.ГГГГ __№__,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Канкошева Р.Я. в интересах несовершеннолетнего Аджиева А.М. о восстановлении срока для принятия наследства и установления факта родственных отношений,
У С Т А Н О В И Л:
Канкошев Р.Я. обратился в Адыге-Хабльский районный суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего Аджиева А.М. о восстановлении срока для принятия наследства и установления факта родственных отношений, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец Аджиева A.М.- Аджиев М.А., ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать- Марчанова Ф.Я.. За умершим Аджиевым М.А. на территории <адрес> значится земельный пай площадью 3 500 квадратных метров, имеется кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером __№__.
ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка Аджиева A.M. по отцовской линии- Аджиева К.Х., ДД.ММ.ГГГГ умер дедушка Аджиева A.M. по отцовской линии- Аджиев А.Б.. Несовершеннолетний Аджиев АМ. является единственным сыном Аджиева М.А. и единственным внуком Аджиевой К.Х. и Аджиева А.Б. Свидетельство о рождении Аджиева М.А. утеряно, в архиве Адыге-Хабльского отдела ЗАГС запись акта о рождении Аджиева М.А. отсутствует. Возникла необходимость в установлении факта родственных отношений в судебном порядке между несовершеннолетним Аджиевым А.М. и Аджиевым А.Б., Аджиевой К.Х., которые являлись его родными дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Установление факта родственных отношений необходимо для принятия наследства по закону на земельные участки, которые на ДД.ММ.ГГГГ значатся за умершими Аджиевым А.Б., кадастровый номер __№__ и Аджиевой К.Х., кадастровый номер __№__. Кроме того пропущен срок принятия наследства, в связи с нахождением несовершеннолетнего Аджиева A.M. на момент смерти отца Аджиева М.А., дедушки Аджиева А,Б. бабушки Аджиевой К.Х. в малолетнем возрасте. Просит суд, установить факт родственных отношений между несовершеннолетним Аджиевым А.М. и Аджиевым А.Б., умершим ДД.ММ.ГГГГ и Аджиевой К.Х., умершей ДД.ММ.ГГГГ, которые являлись родными дедушкой и бабушкой Аджиева A.M. Восстановить срок для принятия наследства, открывшегося после смерти отца Аджиева А.М. -Аджиева М.А., в виде земельного участка, мерою 3 500 квадратных метров, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер __№__, наследства, открывшегося после смерти Аджиева А.Б. в виде земельного участка, мерою 3 500 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер __№__, наследства, открывшегося после смерти Аджиевой К.Х., на земельный участок мерой 3 500 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> признав его принявшим наследство. Признать за несовершеннолетним Аджиевым А.М. право собственности на земельные участки мерой 3 500 квадратных метров, расположенные по адресу: <адрес> которые значатся за умершими Аджиевым М.А., Аджиевым А.Б., Аджиевой К.Х..
В судебном заседании Канкошев Р.Я. уточнил заявленные требования и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец Аджиева A.М.- Аджиев М.А., ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать- Марчанова Ф.Я.. В настоящее время он является опекуном несовершеннолетнего Аджиева А.М.. После смерти Аджиева М.А. открылось наследство в виде земельного пая площадью 3 500 квадратных метров, находящегося на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка Аджиева A.M. по отцовской линии- Аджиева К.Х., ДД.ММ.ГГГГ умер дедушка Аджиева A.M. по отцовской линии- Аджиев А.Б.. За умершими Аджиевой К.Х. и Аджиевым А.Б. числятся земельные участки. Аджиев АМ. является единственным сыном Аджиева М.А. и единственным внуком Аджиевой К.Х. и Аджиева А.Б., то есть единственным наследником наследственного имущества. В настоящее время для принятия наследства в виде земельных участков, ранее принадлежавших Аджиеву А.Б. и Аджиевой К.Х. необходимо установить факт родственных отношений между ними и Аджиевым А.М., так как свидетельство о рождении отца Аджиева А.М. утеряно, в связи с этим факт родственных отношений, а именно что Аджиев А.М. приходится внуком Аджиева А.Б. и Аджиевой К.Х. не представляется возможным. Кроме того Аджиевым А.М. пропущен установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, так как он на момент открытия наследства являлся несовершеннолетним. Просит суд установить факт родственных отношений между несовершеннолетним Аджиевым А.М. и Аджиевым А.Б., умершим ДД.ММ.ГГГГ и Аджиевой К.Х., умершей ДД.ММ.ГГГГ, которые являлись родными дедушкой и бабушкой Аджиева A.M. Восстановить срок для принятия наследства, открывшегося после смерти отца Аджиева А.М.- Аджиева М.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде земельного участка мерою 3 500 квадратных метров, расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер __№__, наследства, открывшегося после смерти Аджиева А.Б. в виде земельного участка, мерою 3500 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер __№__, наследства, открывшегося после смерти Аджиевой К.Х., в виде земельного участка, мерой 3 500 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер __№__, признав Аджиева А.М. принявшим наследство. Признать за несовершеннолетним Аджиевым А.М. право общей долевой собственности на земельные участки мерой по 3 500 квадратных метров, расположенные по адресу: <адрес> которые значатся за умершими Аджиевым М.А., Аджиевым А.Б., Аджиевой К.Х..
Представитель ответчика-заместитель главы Старо-Кувинского сельского поселения Ниппа А.А., пояснила, что за умершими Аджиевым А.Б., Аджиевой К.Х. и Аджиевым М.А. значатся земельные паи. На момент их смерти списки пайщиков уже были составлены и утверждены, однако они не успели зарегистрировать за собой право общей долевой собственности. В удовлетворении уточненных исковых требований Канкошева Р.Я. не возражала.
Представитель третьего лица - Адыге-Хабльского отдела Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР будучи уведомленным должным образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Нотариус Адыге-Хабльского нотариального округа извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания в суд также не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Свидетель Батербиева А.М. в судебном заседании показала, что проживает по соседству с Аджиевым А.М., хорошо знала его родителей Аджиева М.А. и Марчанову Ф.Я., а также его дедушку Аджиева А.Б. и бабушку Аджиеву К.Х. Отец Аджиева А.М. умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать и бабушка умерли в один год, в ДД.ММ.ГГГГ. Затем в ДД.ММ.ГГГГ умер его дедушка. После их смерти Аджиев А.М. остался один и он является единственным наследником наследственного имущества. Со слов Канкошева Р.Я., который является опекуном Аджиева А.М. узнала, что свидетельство о рождении отца Аджиева А.М. утеряно, и в настоящее время подтвердить родственные отношения Аджиева А.М. с Аджиевым А.Б. и Аджиевой К.Х. не представляется возможным. Подтвердила, что Аджиев А.М. приходится внуком Аджиева А.Б. и Аджиевой К.Х..
Свидетель Шаева Т.М. в судебном заседании также показала, что проживает по соседству с Аджиевым А.М., хорошо знала их семью. Пояснила, что после смерти родителей Аджиева А.М., Канкошев Р.Я., который приходится ему дядей, установил опекунство над ним. Аджиев А.М. является единственным наследником, так как других детей кроме него у Аджиева М.А. нет. Также подтвердила, что Аджиев А.М. приходится внуком Аджиева А.Б. и Аджиевой К.Х..
Выслушав доводы истца, ответчика, мнение третьего лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.264 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе устанавливает факт родственных отношений.
В соответствии со ст.265 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законном порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Такие сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных доказательств.
Как установлено в судебном заседании, Аджиев А.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения приходится родным внуком Аджиева А.Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ и Аджиевой К.Х., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Факт родственных отношений Аджиева А.М. с Аджиевым А.Б. и Аджиевой К.Х. также подтверждается показаниями свидетелей Батербиевой А.М. и Шаевой Т.М.
Из извещения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что запись акта о рождении Аджиева М.А. в архиве отдела ЗАГС администрации Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской республики отсутствует. Проверка произведена за временной период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Архивный фонд сохранен полностью.
Согласно копий кадастровой выписки о земельных участках за Аджиевым М.А., Аджиевым А.Б. и Аджиевой К.Х. значатся земельные участки по 3 500 квадратных метров под кадастровыми номерами __№__, __№__, __№__, расположенные в <адрес>. Однако Аджиев М.А., Аджиев А.Б. и Аджиева К.Х. на указанные земельные участки не зарегистрировали право общей долевой собственности.
Факт смерти Аджиева М.А., Аджиева А.Б. и Аджиевой К.Х. подтверждается копиями свидетельства о смерти серия __№__ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес>, серия __№__ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес>, копией справки администрации Адыге-Хабльского района КЧР __№__ от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время единственным наследником наследственного имущества, открывшегося после смерти Аджиева М.А., Аджиева А.Б. и Аджиева К.Х. является несовершеннолетний Аджиев А.М.. Однако наследником пропущен установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства в виду своего несовершеннолетнего возраста.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с ч. 2 ст.15 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Из копии Постановления главы администрации Адыге-Хабльского района от ДД.ММ.ГГГГ __№__ усматривается, что Канкошев Р.Я. является опекуном несовершеннолетнего Аджиева А.М., ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования Канкошева Р.Я., восстановив Аджиеву А.М. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти его отца Аджиева М.А., дедушки Аджиева А.Б. и бабушки Аджиевой К.Х. в виде земельных участков, так как установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства был пропущен в связи с тем, что Аджиев А.М. на момент открытия наследства являлся несовершеннолетним, что суд вправе признать уважительной причиной. При этом суд также учитывает то обстоятельство, что Аджиев А.М. является единственным наследником, фактически никто наследственное имущество не принимал и спор о праве на наследственное имущество отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 264 ГПК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Канкошева Р.Я. в интересах несовершеннолетнего Аджиева А.М. о восстановлении срока для принятия наследства и установления факта родственных отношений удовлетворить.
Установить факт родственных отношений между несовершеннолетним Аджиевым А.М. и Аджиевым А.Б., умершим ДД.ММ.ГГГГ и Аджиевой К.Х., умершей ДД.ММ.ГГГГ, то есть тот факт, что Аджиев А.М. приходится внуком Аджиева А.Б. и Аджиевой К.Х..
Восстановить Аджиеву А.М. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти отца- Аджиева М.А., в виде земельного участка, мерою 3 500 квадратных метров, расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер __№__, наследства, открывшееся после смерти Аджиева А.Б. на земельный участок, мерою 3 500 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер __№__, наследства, открывшегося после смерти Аджиевой К.Х., на земельный участок, мерой 3 500 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> признать Аджиева А.М. принявшим наследство.
Признать за несовершеннолетним Аджиевым А.М. право общей долевой собственности на земельные участки мерой по 3 500 квадратных метров, расположенные по адресу: <адрес> которые значатся за умершими Аджиевым М.А., Аджиевым А.Б., Аджиевой К.Х..
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение десяти дней со дня его принятия через Адыге-Хабльский районный суд.
Судья Адыге-Хабльского районного суда Матакаев А-Г.И.