решение от 18.07.11г. по делу №2393/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года                                     а. Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе

председательствующего судьи Матакаева А-Г.И.,

при секретаре Шебзуховой С.Х.,

с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужевой Р.Х.,

представителя ответчика - МОУ СОШ а. Апсуа им. Тлисова Н.Н. - директора МОУ СОШ а. Апсуа им. Тлисова Н.Н. - Тлисовой Г.С.,

представителя третьего лица- юрисконсульта отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района- Мазукабзова О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к МОУ СОШ а. Апсуа об обязании МОУ СОШ а. Апсуа обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к МОУ СОШ а.Апсуа об обязании МОУ СОШ а. Апсуа обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Свои требования обосновал тем, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка законности деятельности МОУ СОШ а. Апсуа, связанной с эксплуатацией транспортного средства.

В соответствии с ч1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Статьей 23 указанного Федерального закона предусмотрено медицинское     обеспечение     безопасности     дорожного     движения, заключающееся, в том числе, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г. утверждены
Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности
дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых
медицинских осмотров водителей транспортных средств" и Приложение 2
«Типовое Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров
водителей автотранспортных средств содержат порядок проведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», в соответствии с которыми предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.

В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что МОУ СОШ а. Апсуа имеет автомобиль __№__ гос. номер Т __№__ (водительАлиев Э.Б.), и осуществляет подвоз как своих учащихся, так и учащихся других школ района на различные мероприятия : олимпиады, соревнования, конкурсы.

Утвержденный приказом директора МОУ СОШ, список учащихся, подлежащих перевозке в учебном году, школьным автобусом отсутствует. В штатном расписании МОУ СОШ должность медицинского работника не предусмотрена.

В ходе проверки было установлено, что обязанность проводить ежедневный предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителя школьного автобуса согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ г. между директором МОУ СОШ и
ФАП а. Апсуа, возложена на медсестру ФАП а. Апсуа Агирову В.М., которая не имеет лицензии на проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Однако, согласно приказа № __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года медсестрой МОУ СОШ а. Апсуа является Алиева Ф.В. Договор с которой не заключен, так как Алиева Ф.В. согласно сертификата __№__ не имеет полномочий проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Журнал контроля за проведением медицинских предреисовых осмотров не ведется.

Проверкой путевых листов за ДД.ММ.ГГГГ год выявлены многочисленные нарушения требований закона, а именно: в путевых листах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года отсутствует печать ФАП.

Таким образом, невыполнение МОУ СОШ требований вышеуказанных требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения нарушает права несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения.

В целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью учащихся требования о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств должны быть исполнены в строгом соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению 18-летнего возраста.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований просит суд обязать МОУ СОШ а. Апсуа обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужева Р.Х., поддержала требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора и просила суд в их удовлетворении.

Представитель ответчика - директор МОУ СОШ а. Апсуа- Тлисова Г.С. в судебном заседании против удовлетворения требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора не возражала, пояснила, что указанные нарушения будут устранены.

Представитель третьего лица- юрисконсульт отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района Мазукабзов О.М. с иском также согласился и против удовлетворения не возражал.

Выслушав старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, директора МОУ СОШ а. Апсуа, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Статьей 23 указанного Федерального закона предусмотрено медицинское     обеспечение     безопасности     дорожного     движения, заключающееся, в том числе, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г. утверждены
Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности
дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых
медицинских осмотров водителей транспортных средств" и Приложение 2
«Типовое Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров
водителей автотранспортных средств содержат порядок проведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», в соответствии с которыми предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.

Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения. При допуске к рейсу на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" порядок организации работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, по-слерейсовым) определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанного Положения, медицинская деятельность, подлежащая лицензированию, предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторнополиклинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению, которое включает и работы по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

В соответствии с п 5. Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе, наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Таким образом, работы и услуги по проведению предреисовых медицинских осмотров водителей относятся к лицензируемым видам деятельности. В связи с этим предрейсовые медицинские осмотры вправе проводить только медицинский персонал, имеющий соответствующий сертификат, или медицинское учреждение, имеющее лицензию на этот вид деятельности.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с изложенным, суд считает, что устранение нарушений Федерального Закона может быть обеспечено только обязанием администрации МОУ СОШ а. Апсуа в обеспечении проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к МОУ СОШ а. Апсуа об обязании МОУ СОШ а. Апсуа обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей - удовлетворить.

Обязать администрацию МОУ СОШ а. Апсуа обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья Адыге-Хабльского районного суда Матакаев А-Г.И.