решение по делу № 2-386/2011 от 13,07,2011



Гражданское дело № 2-386/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года                   а. Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе

председательствующего судьи Косова Ю.А.,

при секретаре Соновой М.К.,

с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижевой Д.И.,

представителей ответчика - МОУ СОШ п. Эркин-Шахар - Наймановой Ш.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора (в порядке ст. 45 ГПК РФ) об обеспечении проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к МОУ СОШ п. Эркен-Шахар. Свои требования обосновал тем, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи 27.0С.2011 года проведена проверка законности деятельности МОУ СОШ п. Эркен-Шахар, связанной с эксплуатацией транспортного средства.

В соответствии с ч1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Статьей 23 указанного Федерального закона предусмотрено медицинское     обеспечение     безопасности     дорожного     движения, заключающееся, в том числе, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г. утверждены
Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности
дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых
медицинских осмотров водителей транспортных средств" и Приложение 2
«Типовое Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров
водителей автотранспортных средств содержат порядокпроведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», в соответствии с которыми предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.

В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что МОУ СОШ п. Эркен-Шахар имеет автомобиль ГАЗ 322171 гос. номер М 113 МО\09 (водитель Керейтов К.С.), и осуществляет подвоз учащихся к образовательному учреждению по маршруту: школа- плодосовхоз-заготзерно- профлицей.

Согласно утвержденному приказом директора МОУ СОШ от 01.09.2010 г. № 4/66 списку учащихся, подлежащих перевозке в 2010-2011 учебном году, школьным автобусом осуществляется подвоз 20 учащихся. В штатном расписании МОУ СОШ должность медицинского работника не предусмотрена.

В ходе проверки было установлено, что обязанность проводить ежедневный предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителя школьного автобуса согласно договору от 01.09.2009 г. между директором МОУ СОШ и
фельдшером амбулатории п. Эркен-Шахар, возложена на Кодову Е.Н.,
которая осуществляет предрейсовый медицинский осмотр водителей
транспортных средствна основании справки №5 от 25.01.2010 г. о прохождении 36-часового обучения в наркологическом диспансере по вопросам проведения предреисовых медосмотров водителей транспортных средств.

Кроме того, установлено, что в нарушение требований закона,
руководителем образовательного учреждениядоговор заключен с фельдшером, а не с учреждением здравоохранения. Журнал контроля за проведением медицинских предреисовых осмотров не ведется.

Проверкой путевых листов за 2010 год выявлены многочисленные нарушения требований закона, а именно: в путевых листах за март 2011 года - с 01 по 05, 10 марта проставлен штамп врача в другой графе, без даты и подписи врача, один штамп на все дни выезда, осмотр врача 21-22 марта - один за два дня. В феврале 2011 г. вообще не производился предрейсовый осмотр водителя ; в январе 2011 года -с 13 по 15,с 17 по 21, -на все дни выезда один штамп об осмотре врачом, с 24 по 29- отметка о мед. осмотре отсутствует и т.д. и т.п.

Таким образом, невыполнение МОУ СОШ требований вышеуказанных требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения нарушает права несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения.

В целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью учащихся требования о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств должны быть исполнены в строгом соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению 18-летнего возраста.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного Адыге-Хабльский межрайонный прокурор просил суд обязать МОУ СОШ п. Эркен-Шахар обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижева Д.И.., поддержала требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора и просила суд в их удовлетворении.

Представитель ответчика - директор МОУ СОШ п. Эркин-Шахар Найманова Ш.Х. в судебном заседании против удовлетворения требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора не возражала.

Выслушав старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, директора МОУ СОШ п. Эркин-Шахар, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Статьей 23 указанного Федерального закона предусмотрено медицинское     обеспечение     безопасности     дорожного     движения, заключающееся, в том числе, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г. утверждены
Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности
дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых
медицинских осмотров водителей транспортных средств" и Приложение 2
«Типовое Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров
водителей автотранспортных средств содержат порядокпроведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», в соответствии с которыми предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.

Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения. При допуске к рейсу на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" порядок организации работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, по-слерейсовым) определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанного Положения, медицинская деятельность, подлежащая лицензированию, предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторнополиклинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению, которое включает и работы по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

В соответствии с п 5. Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе, наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).

Таким образом, работы и услуги по проведению предреисовых медицинских осмотров водителей относятся к лицензируемым видам деятельности. В связи с этим предрейсовые медицинские осмотры вправе проводить только медицинский персонал, имеющий соответствующий сертификат, или медицинское учреждение, имеющее лицензию на этот вид деятельности.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с изложенным, суд считает, что устранение нарушений Федерального Закона может быть обеспечено только обязанием администрации МОУ СОШ п. Эркин-Шахар в обеспечении проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ об обеспечении проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей - удовлетворить.

Обязать администрацию МОУ СОШ п. Эркин-Шахар обеспечить проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий по делу

Судья Адыге-Хабльского районного суда Косов Ю.А.