решение от 16 июня 2011 года по гражданскому делу №2-305/2011



Решение

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года                   аул Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики

в составе:

председательствующего судьи Туаршева Я.А.,

при секретаре Барануковой Е.К.,

с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижевой Д.И.,

представителя ответчика - заместителя Главы администрации Эркен-Юртского сельского поселения Баймурзовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора (в порядке ст. 45 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации Эркен-Юртского сельского поселения и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением (в порядке ст.45 ГПК РФ) к администрации Эркен-Юртского сельского поселения и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия администрации Эркен-Юртского сельского поселения и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики. Свои требования обосновал тем, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства муниципальными образованиями на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов.

Проверкой установлено, что на территории Эркен-Юртского сельского поселения отсутствуют: генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования сельских поселений и утверждение правил землепользования и застройки поселений (п.1 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования муниципальных образований состоят из: 1.схемы территориального планирования муниципальных районов; 2.генеральных планов поселений; 3.генеральных планов городских округов.

Генеральный план поселения содержит: 1. положение о территориальном планировании; 2. карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; 3. карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения; 4. карту функциональных зон поселения.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1. создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2. создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3. обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4. создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральный план сельского поселения и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (ч.1 ст.24 и ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ).

Статьей 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ __№__-РЗ утверждена республиканская целевая Программа (далее Программа) «Государственная поддержка муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению подготовки документов территориального планирования на 2008-2010 годы.

Задачей данной целевой программы является обеспечение муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики документами территориального планирования.

Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются, в том числе на подготовку генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений.

Размер субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий Программы установлен в размере 50% от стоимости проектных работ.

Перечень мероприятий Программы, объемы и источники их финансирования приведены в приложении 1 к настоящей Программе (п.4 Программы ).

Согласно ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в защиту интересов неопределенного круга ли, а также муниципальных образований. Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Участниками в сфере градостроительной деятельности являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане.

На основании изложенного Адыге-Хабльский межрайонный прокурор просил суд признать бездействие администрации Эркен-Юртского сельского поселения незаконным. Обязать администрацию Эркен-Юртского сельского поселения подготовить и утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения. Обязать Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики профинансировать подготовку генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения.

В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижева Д.И., поддержала требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в части признания бездействия администрации Эркен-Юртского сельского поселения незаконным. Обязании администрации Эркен-Юртского сельского поселения в подготовке и утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки сельского поселения и просила суд в их удовлетворении. В части обязания Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики профинансировать подготовку генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения от исковых требований отказалась.

Представитель ответчика - заместитель главы администрации Эркен-Юртского сельского поселения Баймурзова М.А.в судебном заседании против удовлетворения требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора не возражала, суду показала, что в настоящее время местные нормативы градостроительного проектирования сельского поселения не разработаны. Правила землепользования и застройки в стадии разработки. Документы по планировке территорий не утверждены. При выдаче документов на разрешение строительства и ввод объектов в эксплуатацию администрация района руководствуется Градостроительным кодексом РФ. При условии дополнительного финансирования, указанные мероприятия по приведению в соответствие с нормами Градостроительного кодекса администрацией сельского поселения будут выполнены.

Выслушав старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, заместителя главы Эркен-Юртского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

В силу части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий.

Как установлено в ходе судебного заседания, прокурорской проверкой выявлено, что на территории Эркен-Юртского сельского поселения отсутствуют: генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, в ст.14 указаны вопросы местного значения поселения в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Статьей 18 вышеуказанного закона, определены принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, где установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов(за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ, ст.26.14 устанавливается, что в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения. При этом законодатель установил право, а не обязанность субъекта Российской Федерации на финансирование отдельных вопросов местного значения.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с изложенным, суд считает, что устранение нарушений Федерального Закона может быть обеспечено только обязанием администрации Эркен-Юртского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в подготовке и утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ о признании бездействия администрации Эркен-Юртского сельского поселения незаконным - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Эркен-Юртского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской республики в виде отсутствия генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации - незаконным.

Обязать администрацию Эркен-Юртского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики подготовить и утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий по делу     подпись