решение от 6 октября 2011 года по гражданскому делу №2-570/2011



Решение

Именем Российской Федерации

6 октября 2011 года             аул Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе:

председательствующего судьи Туаршева Я.А.,

при секретаре Агировой Б.А.,

с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижевой Д.И.,

представителя заинтересованного лица - главного специалиста по правовым вопросам администрации Адыге-Хабльского муниципального района Мазукабзова О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации Адыге-Хабльского муниципального района,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился с заявлением в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Адыге-Хабльского муниципального района.

Свои требования обосновал тем, что в ходе проведенной Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверки соблюдения бюджетного законодательства при расходовании средств, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей, в том числе на поддержку регионов, пострадавших в 2010 году в результате засухи, в администрации Адыге-Хабльского муниципального района отсутствует административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Тогда, как в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: 1. организация и осуществление муниципального контроля на
соответствующей территории; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п.6.1 и 7 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ __№__-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только обязанием администрации Адыге-Хабльского муниципального района в устранении допущенных нарушений законодательства.

В связи с изложенным, Адыге-Хабльский межрайонный прокурор просит суд признать бездействие администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и обязать администрацию Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики внести дополнение в устав по осуществлению муниципального закона в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижева Д.И., поддержала требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора и просила суд признать бездействие администрации Адыге-Хабльского муниципального района незаконным и обязать администрацию Адыге-Хабльского муниципального района
внести дополнение в устав по осуществлению муниципального закона в
соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Представитель заинтересованного лица - главный специалист по правовым вопросам администрации Адыге-Хабльского муниципального района Мазукабзов О.М. в судебном заседании против удовлетворения требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора не возражал, суду показал, что администрация района в дальнейшем постарается устранить допущенные нарушения законодательства.

Выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст.255 ГПК РФ, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина оспариваются в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: 1. организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п.6.1 и 7 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ __№__-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как установлено в ходе судебного заседания в администрации Адыге-Хабльского муниципального района действуют комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Адыге-Хабльского муниципального района, согласно постановления администрации Адыге-Хабльского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ __№__; антитеррористическая комиссия по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений в Адыге-Хабльском муниципальном районе, согласно постановления администрации Адыге-Хабльского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ __№__; отдел сельского хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений, согласно положения об отделе сельского хозяйства, охраны окружающей среды и должностных регламентов работников отдела; имеется единица главного архитектора и др.

В уставе Адыге-Хабльского муниципального района, принятого решением Совета Адыге-Хабльского муниципального района, не предусмотрено осуществление муниципального контроля, согласно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Функции муниципального контроля в администрации муниципального района также предусмотрены должностной инструкцией начальника отдела сельского хозяйства, охраны окружающей среды и земельных отношений; планом мероприятий Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011год и планом работы антитеррористической комиссии по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений в Адыге-Хабльском муниципальном районе.

Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля,     установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом ( ч.1 ст.6 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов и др. (ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Однако в нарушение указанных норм федерального законодательства в уставе муниципального образования не предусмотрено осуществление муниципального контроля в соответствие с Федеральным законом «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; администрацией Адыге-Хабльского муниципального района не разработан и не утвержден административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с изложенным, суд считает, что устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только обязанием администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики к прекращению нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Адыге-Хабльского муниципального района - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской республики - незаконным.

Обязать администрацию Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики внести дополнение в устав по осуществлению муниципального закона в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Федеральный судья

Адыге-Хабльского районного суда КЧР                         Туаршев Я.А.