решение от 01.08.2011г. по делу №2-400/2011



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

1 августа 2011 года                                                                                                      а. Адыге-Хабль

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующего судьи Матакаева А-Г.И.

при секретаре Шебзуховой С.Х.,

с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижевой Д.И.,

представителя ответчика- главного специалиста Эркен-Шахарского сельского поселения

Кумратова Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Эркен-Шахарского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в Адыге-Хабльский районный суд в порядке ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Эркен-Шахарского сельского поселения, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка антитеррористической защищенности Эркен-Шахарского сельского поселения. Проверкой установлено, что на территории Эркен-Шахарского сельского поселения пожарный гидрант, расположенный по <адрес> в неисправном состоянии и на гидранте отсутствует указатель, указывающий направление и расстояние до водоисточника.

В ходе проверки сигнального обеспечения средств наружного водоснабжения Эркен-Шахарского сельского поселения Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой установлено, что в нарушение действующих Правил пожарной безопасности пожарный гидрант по <адрес> находится в неисправном состоянии, также его местонахождение не оборудовано требуемыми законом знаками оповещения и сигнальными цветами.

Неисправность гидранта, а также отсутствие знака пожарной безопасности, в том числе знака «Не загромождать» и сигнальных цветов негативно влияет на противопожарную защищенность Эркен-Шахарского сельского поселения. В случае возникновения пожара неисправность гидранта и отсутствие знаков может привести к необоснованной затрате времени на устранение препятствия доступа к источнику противопожарного водоснабжения, и, как следствие, к несвоевременной ликвидации очага возгорания. Любое промедление при возникновении пожара носит риск причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, а также ущерба имуществу физических и юридических лиц.

Перечисленные нарушения также снижают антитеррористическую защищенность Эркен-Шахарского сельского поселения, так как в соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация последствий проявлений терроризма.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан и в силу обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в суде в интересах пострадавших.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ указанное обстоятельство служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты интересов государства и прав неопределенного круга лиц.

Просит суд признать бездействие администрации Эркен-Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района в части не приведения пожарного гидранта, расположенного по <адрес>, пригодного для эксплуатации; установления знаков оповещения и сигнальных цветов незаконным.

Обязать администрацию Эркен-Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района обозначить местонахождение пожарного гидранта, расположенного по <адрес> знаками пожарной безопасности, в том числе знаком «Не загромождать», сигнальными цветами; привести пожарный гидрант в состояние пригодное к эксплуатации.

В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижева Д.И. пояснила суду, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка антитеррористической защищенности Эркен-Шахарского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что на территории Эркин-Шахарского сельского поселения пожарный гидрант, расположенный <адрес> в неисправном состоянии и на гидранте отсутствует указатель, указывающий направление и расстояние до водоисточника.

В соответствии с положениями Федерального закона «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований должны разрабатываться и реализовываться соответствующими органами местного самоуправления, а также органы местного самоуправления поселений и городских округов при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов должны создавать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащать территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организовать и принять меры по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказывать содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировать населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

Бездействия должностных лиц администрации Эркин-Шахарского сельского поселения по обеспечению исправного состояния пожарных гидрантов может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также их имущества. Кроме того указанные нарушения дают почву для проведения различного рода террористической деятельности, что крайне недопустимо, так как в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация последствий проявлений терроризма.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор в праве обратиться с заявлением в суд в целях защиты интересов государства и прав неопределенного круга лиц.

Просила суд признать бездействие администрации Эркен-Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района в части приведения пожарного гидранта, расположенного по <адрес>, пригодного для эксплуатации; установления знаков оповещения и сигнальных цветов незаконным и обязать администрацию Эркен-Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района обозначить местонахождение пожарного гидранта, расположенного по <адрес> знаками пожарной безопасности, в том числе знаком «Не загромождать», сигнальными цветами; провести пожарный гидрант в состояние пригодное к эксплуатации.

Представитель администрации Эркен-Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской республики Кумратов Р.И. в судебном заседании пояснил, что расположенные на территории Эркен-Шахарского сельского поселения пожарные гидранты в основном все в исправном состоянии, за исключением пожарного гидранта, расположенного по <адрес>. Также заявил, что будут приняты меры по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности.

Выслушав представителя Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры, представителя Эркен-Шахарского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая включает в понятие первичные меры пожарной безопасности реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относит также создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Пунктом 27 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» установлено, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

В соответствии с п.п. 89, 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, сети противопожарного водопровода должны находится в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Также в судебном заседании установлено, что проверкой сигнального обеспечения средств наружного водоснабжения Эркен-Шахарского сельского поселения выявлено, что пожарный гидрант по <адрес> находится в неисправном состоянии, также его местонахождение не оборудовано требуемыми законом знаками оповещения и сигнальными цветами.

Неисправность гидранта, а также отсутствие знака пожарной безопасности, в том числе знака «Не загромождать» и сигнальных цветов негативно могут повлиять на противопожарную защищенность Эркен-Шахарского сельского поселения, так как в случае возникновения пожара неисправность гидранта и отсутствие знаков может привести к необоснованной затрате времени на устранение препятствия доступа к источнику противопожарного водоснабжения, причиной перебоев с водоснабжением при тушении пожаров, что может стать причиной тяжких последствий, угрозе жизни, здоровью людей, также ущерба имуществу физических и юридических лиц.

Кроме того указанные нарушения пожарной безопасности также снижают антитеррористическую защищенность Эркен-Шахарского сельского поселения, так как в соответствии с п. 7 ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизация последствий проявлений терроризма.

Настоящие правила пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан и в силу обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в суде в интересах пострадавших.

Указанное обстоятельство в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ служит основанием для обращения прокурора с заявлением в суд в целях защиты интересов государства и прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Эркен-Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской республики незаконным удовлетворить.

Признать бездействие администрации Эркен-Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального районав части не приведения пожарного гидранта, расположенного по <адрес>, в состояние пригодного для эксплуатации; установления знаков оповещения и сигнальных цветов незаконным

Обязать администрацию Эркен-Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района обозначить местонахождение пожарного гидранта, расположенного по <адрес> знаками пожарной безопасности, в том числе знаком «Не загромождать», сигнальными цветами; провести пожарный гидрант в состояние пригодное к эксплуатации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение десяти дней со дня его принятия через Адыге-Хабльский районный суд.

    

Судья Адыге-Хабльского районного суда     Матакаев А-Г.И.