17 ноября 2011 года а. Адыге-Хабль Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе: председательствующего судьи Матакаева А-Г.И. при секретаре Шебзуховой С.Х., с участием заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Джемакулова М.Я., представителя ответчика- заместителя главы администрации Адыге-Хабльского сельского поселения Капустинской Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Адыге-Хабльского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Адыге-Хабльского сельского поселения, УСТАНОВИЛ: Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в Адыге-Хабльский районный суд в порядке ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Адыге-Хабльского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Адыге-Хабльского сельского поселения, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в администрации Адыге-Хабльского сельского поселения. В результате проверки организации работы по исполнению указанного Федерального закона в администрации муниципального образования Адыге-Хабльского сельского поселения установлено, что вышеизложенные требования закона не исполняются в течение длительного времени. В администрации отсутствует какой-либо документ, определяющий порядок рассмотрения обращений граждан на территории муниципального образования, график приема граждан составлен без учета штатного расписания, отсутствует ящик для обращений граждан, отсутствуют журналы регистрации обращений граждан, результатов их разрешения и уведомлении и результатах их рассмотрения. Их письменные обращения не регистрируются. Карточки приема граждан отсутствуют и не велись никогда. Личный прием граждан в органе местного самоуправления не организован. Просит суд признать бездействие администрации Адыге-Хабльского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поселения незаконным и обязать администрацию Адыге-Хабльского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обеспечив их выполнение в полном объеме. В судебном заседании заместитель Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Джемакулов М.Я., поддержал исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора и пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрацией Адыге-Хабльского сельского поселения требования указанного закона не выполнялись. График приема граждан составлен без учета штатного расписания должностных лиц. Не смотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ введена должность еще одного заместителя главы сельского поселения, график приема граждан не приведен в соответствие. В здании Администрации Адыге-Хабльского сельского поселения отсутствует ящик для обращений граждан. На дверях кабинетов работников Адыге-Хабльского сельского поселения отсутствуют вывески с названиями должности и фамилиями работников. На стенде наглядной информации время приема граждан руководителями Адыге-Хабльского сельского поселения указано в противоречии с вывеской на входной двери, где указано другое время приема граждан. В Администрации Адыге-Хабльского сельского поселения отсутствуют книги и журналы приема, обращений граждан, регистрации заявлений и жалоб. Журналы входящей и исходящей корреспонденции имеются, но ведутся не в полном соответствии с требованиями. В журнале входящей корреспонденции нет подписи лиц, кому отписано выполнение, нет сведений о выполнении документа. Учетные карточки приема граждан по устным обращениям главой и заместителями главы Администрации Адыге-Хабльского сельского поселения не заполняются. Так же не используются средства электронной связи при реализации граждан права на обращение. За рассматриваемый период журнал обращений граждан не заполнялся. В администрации Адыге-Хабльского сельского поселения имеется книга с записями выдачи гражданам запрашиваемых справок. Однако ведется она в произвольной форме без учета требований закона. Не все реквизиты заполняются надлежаще. Просил суд признать бездействие администрации Адыге-Хабльского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ __№__ - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поселения незаконным и обязать администрацию Адыге-Хабльского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обеспечив их выполнение в полном объеме. Представитель администрации Адыге-Хабльский сельского поселения Капустинская Ю.П. в судебном заседании пояснила, что в должности заместителя главы администрации Адыге-Хабльского сельского поселения работает с ДД.ММ.ГГГГ. В ее должностные обязанности входит в том числе и исполнение требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». Действительно за указанный в исковом заявлении период администрацией Адыге-Хабльского сельского поселения требования указанного закона не выполнялись. Кроме того, не представилось возможным проверить вопрос о соблюдении сроков регистрации обращений и их рассмотрения в связи с отсутствием в администрации Адыге-Хабльского сельского поселения книг, журналов регистрации и копии ответов на обращения. Так же не представилась возможность проверяющему проверить в связи с отсутствием указанных книг, журналов регистрации и копий ответов на обращения следующие вопросы- соблюдение сроков и обоснованность направления обращений в соответствующий орган или должностному лицу в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; наличие уведомлений граждан по переадресации их обращений; наличие фактов направления жалоб на рассмотрение в госорган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется; наличие фактов необоснованного отказа в принятии обращений; обоснованность и законность принятых по обращениям решений и наличие письменных ответов на них. Заявила, что обязуется устранить все указанные недостатки в кратчайшие сроки. Выслушав заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокуратура, представителя администрации Адыге-Хабльского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также муниципальных образований. В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закона) указанным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Согласно ст. 3 указанного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. В соответствии с требованиями ст. 5 закона при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; Требования ст.ст. 8,9,10,12,13 указанного Закона обязывают органы местного самоуправления обязательно регистрировать в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления или должностному лицу письменное обращение гражданина. Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; Ответ на обращение подписывается руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 14 Закона органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Согласно ст. 15 Закона лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Обязанность исполнения в полном объеме требований указанного закона возложена на органы местного самоуправления и ст. 32 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. В результате проверки организации работы по исполнению указанного Федерального закона в администрации муниципального образования Адыге-Хабльского сельского поселения установлено, что вышеизложенные требования закона не исполняются в течение длительного времени. В администрации отсутствует какой-либо документ, определяющий порядок рассмотрения обращений граждан на территории муниципального образования, график приема граждан составлен без учета штатного расписания, отсутствует ящик для обращений граждан, отсутствуют журналы регистрации обращений граждан, результатов их разрешения и уведомлении и результатах их рассмотрения. Их письменные обращения не регистрируются. Карточки приема граждан отсутствуют и не велись никогда. Личный прием граждан в органе местного самоуправления не организован. Бездействие органа местного самоуправления выразившееся в неисполнении требований указанного закона нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан- неопределенного круга лиц на обращение и надлежащее их разрешение в органах местного самоуправления. В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Адыге-Хабльского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Адыге-Хабльского сельского поселения удовлетворить. Признать бездействие администрации Адыге-Хабльского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поселения незаконным. Обязать администрацию Адыге-Хабльского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обеспечив их выполнение в полном объеме. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение десяти дней со дня его принятия через Адыге-Хабльский районный суд. Судья Адыге-Хабльского районного суда Матакаев А-Г.И.